«Раньше было лучше!» Правда ли?

Тетрадь, учебник  и ручка – предметы, которые выпускники школ практически  не выпускают  из рук... Фото:  Михаил Тёткин

Тетрадь, учебник и ручка – предметы, которые выпускники школ практически не выпускают из рук... Фото: Михаил Тёткин

Люди всегда стремились узнавать что-то новое, исследовали природу, людей, явления и всё, что не успели исследовать до них. Человеческая любознательность и желание развиваться, можно сказать, породили первые школы, книги и, пожалуй, даже открытия. Но где есть школа и получение знаний – там возникает и их проверка. Такое знакомое и такое больное и страшное слово – экзамены.

Мы далеко не первые и не единственные, кто страдает от постоянных судорожных зубрёжек и ночных кошмаров, связанных с ними. В своё время, ещё при царе, многие известные писатели страдали по ночам, заучивая злосчастные билеты. А бедный Пушкин, учась в Царскосельском лицее, зарабатывал свои оценки на семинарах, где обозначалась лишь основная тема (и никаких точно известных вопросов).

Не обошлось без проверки полученных знаний и в СССР. Установленная система выпускных экзаменов подвергалась корректировкам, из-за чего выпускники разных лет сдавали кто четыре, а кто все восемь экзаменов, кто-то на свой выбор, а кто-то в обязательном порядке. Иногда это зависело от выбранной профессии, иногда от области проживания. В общем, абсолютно точные данные назвать сложно.

Ещё сложнее с позиции человека, не сдававшего не только экзамены в СССР, но и, пока что, ЕГЭ – объективно судить о том, что сложнее и в чём разница. Поэтому я обратилась к человеку, который сдавал выпускные экзамены сам и сейчас готовит к ним одиннадцатиклассников – преподавателю русского языка и литературы одной из школ Екатеринбурга Тамаре Валерьевне Сосновой.

– Когда вы окончили школу, какие выпускные экзамены необходимо было сдавать?

– Мы сдавали экзамены после восьмого и после десятого классов, так как учились всего десять лет. В восьмом классе были устно – русский язык и геометрия, и письменно – также русский язык и алгебра. Как сейчас после девятого, после восьмого класса у нас появлялся выбор – пойти в колледж или училище или окончить школу и поступить в университет. Те, кто оставался, через два года сдавали экзамены вновь, только их было больше – сочинение по литературе и русскому языку, историю России, физику, литературу и химию устно, а письменно – алгебру, иностранный язык и те же физику и химию. Я училась до десятого класса и окончила школу в 1983 году.

– Отличаются ли выпускные экзамены, которые были тогда, от тех, что есть сейчас?

– Конечно отличаются! Даже формой проведения – сейчас всё идёт в письменном формате, а у нас были билеты, мы их на уроках писали, потом заучивали и сдавали. Время не стоит на месте – это многое даёт, сейчас все тестирования на этом основаны; книги и билеты почти ушли в небытие. Хотят, конечно, попробовать ввести устную форму экзаменов, посмотрим, что из этого выйдет.

– А какие вы можете выделить плюсы и минусы? Какая система лучше?

– Здесь очень сложно сказать объективно – что лучше, а что хуже. Насчёт плюсов – например, сейчас при сдаче ЕГЭ (за исключением некоторых направлений) не нужно проходить вступительные испытания в вузах – это очень удобно, меньше нагрузки, не надо переживать сначала за то, потом за это. Ещё в силу того, что экзаменационные работы рассматривает и проверяет компьютерная система либо преподаватель, не имеющий отношения к автору работы, – теряется предвзятость, это уравнивает шансы учеников.

Есть и свои минусы – тестовая система в какой-то мере стандартизирует знания и мышление, а отсутствие устной формы экзамена не даёт возможности подготовиться к коллоквиумам и экзаменам по билетам, которые существуют в высших учебных заведениях. К слову, если говорить уже о самой системе – мне кажется лишним одиннадцатый класс, так как всю программу можно уложить в десять лет, и терять целый год в таком случае не придётся.

К тому же сейчас большинство предметов, которые преподаются в последний год школьного обучения, совсем необязательны, и их введение, по моему мнению, не оправданно. Везде есть свои плюсы и минусы, так что говорить, что лучше – не буду, это будет неправильно с моей стороны.

Единый государственный экзамен начинает свою историю на территории России ещё с 2001 года. Появившись как экспериментальный проект, он был в итоге внедрён как единый всероссийский экзамен. Можно долго рассуждать – плохо это или хорошо и как вообще получилось, но хотелось бы просто отметить плюсы и минусы ЕГЭ и ОГЭ (см. на полях):

Выпускные экзамены в школе часто претерпевают изменения разного уровня, и предсказать точный эффект опять же сложно. Но, понаблюдав, мне кажется, можно сказать, что ЕГЭ и ОГЭ – это имеющая свои изъяны, но хорошая, адекватная система проверки знаний и поддержания планки образования.

Плюсы

  • Одинаковые условия для всех школьников
  • Выбор предметов на сдачу
  • Возможность поступить в вуз без экзаменов, лишь предъявив аттестат
  • Типизированные задания (можно порешать до экзамена)
  • Возможность поступать сразу в несколько вузов

Минусы

  • Выбранные на экзамен предметы сводят на нет обучение по другим направлениям
  • Отсутствие устной части (кто-то на устное воспроизведение информации полагается больше)
  • Формирует ограниченное мышление
  • Нельзя поменять экзамены после определённого срока
  • Опубликовано в №029 от 16.02.2018
Областная газета Свердловской области