Обязательное образование XXI века

Фото: Анастасия Башкирцева

Фото: Анастасия Башкирцева

Анастасия Башкирцева:

– «Единый государственный экзамен» – если вы слышите или читаете эти слова, и у вас учащается пульс, дрожат коленки и по всему телу бегают мурашки, то, скорее всего, вы ученик 9-го или 11-го класса. Мы знаем, как вам страшно, и как ответственно нужно подойти к подготовке, но не так страшен чёрт… В этом выпуске «СверхНовая Эра» подготовила для выпускников и других учеников, кому это ещё предстоит, несколько советов и интересных историй, которые помогут успешно сдать этот важный экзамен. Мы сравнили старую систему сдачи выпускных экзаменов в школе и новую, направленную на сдачу «впускных» экзаменов в будущую профессию.

Вы найдёте информацию о том, как упростить подготовку с помощью интернет-ресурсов и «ЛайфХаков». Поразмышляем, можно ли найти хорошую работу без диплома и даже аттестата, а также поспрашиваем ребят из начальных классов, что же они думают про «Бабу ЕГЭ».

Заметки, интервью и многое другое приготовили для вас молодые журналисты «СверхНовой Эры». Так что, открывайте газету, читайте, запоминайте и «учитесь, учитесь и ещё раз учитесь!». А наша редакция желает вам удачи во всех ваших экзаменах.

«ЕГЭ – это серьезная контроль

Мы, одиннадцатиклассники, часто завидуем ребятам из начальной школы, которые весело и задорно бегают по школе, в то время как мы, грустные и невыспавшиеся, уныло ходим по коридорам. «СверхНовая Эра» решила поговорить с этими «счастливчиками» о таком страшном Едином государственном экзамене (ЕГЭ), а они, в свою очередь, даже пожелали нам много всего полезного и необычного.

Ангелина Спиридонова и Полина Кириллова (4-й класс)

– Что такое ЕГЭ?

– Это контрольная такая, очень важная, чтобы перейти в другой класс.

– Вообще ЕГЭ сдают, чтобы выпуститься из школы. Вам в 11-м классе тоже предстоит сдавать ЕГЭ, страшно ли вам сейчас?

– Чуть-чуть есть страх. Мы сейчас в четвёртом классе и скоро будем писать ВПР, это тоже очень важно, только нам они нужны, чтобы перейти в другой класс, а вам ЕГЭ – чтобы из школы выйти.

– Что бы вы пожелали ребятам, которым уже через 4 месяца сдавать ЕГЭ?

– Мы желаем одиннадцатиклассникам удачи, а главное, сдать ЕГЭ на четвёрки и пятёрки, лучше, конечно, на пятёрки.

Глеб Вотинцев (3-й класс)

– Знаешь ли ты, что такое ЕГЭ?

– Да, ЕГЭ, если я не ошибаюсь, это экзамены, что-то вроде контрольных, только ЕГЭ – это более серьёзно.

– Как думаешь, ЕГЭ страшно сдавать?

– Думаю, нет. Вот, например, я уверен, что смогу его сдать, просто нужно готовиться.

– Что бы ты пожелал ребятам, которым предстоит сдать ЕГЭ?

– Первое, что можно пожелать, чтобы вы сдали хорошо, а главное, чтобы понимали, что вы делаете и пишете, как отвечаете. А ещё – не забывайте паспорта, ну и какие-то «решебники» с собой обязательно возьмите!

Михаил Агалаков (4-й класс)

– Что такое ЕГЭ?

– ЕГЭ – это экзамены для старших классов, точнее для выпускников.

– Тебе тоже предстоит сдавать этот серьёзный экзамен, боишься?

– Пока что нет. Не знаю, как будет в будущем, но пока не очень страшно.

– Пожелай что-нибудь выпускникам, которым предстоит сдавать ЕГЭ.

– Конечно, я желаю хорошо сдать ЕГЭ и удачи. А ещё желаю лёгкого варианта и без ошибок заполнить бланки!

«Изворачиваться, прогибаться и принимать чью-то форму»

С самого детства меня пугал вопрос: а кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Мне было интересно всё. Я читала взахлёб, училась, играла на фортепиано и ни в коем случае не думала о том, кем же я буду, когда вырасту.

Это самое «когда вырасту» наступило на меня неожиданно и больно. Казалось, что все вокруг уже знают, чего хотят, где будут учиться, где потом работать. Я попробовала выбрать предметы – получалось совсем не то, чего я хотела. Решила заняться любимым – литературой и сложным – английским, а также обязательными – русским и математикой. 

«Когда вырасту» больно било новыми форматами, неудачными формулировками в экзаменах и прочими формальностями.

Вступительные экзамены. Тошнота и отторжение любой учебной деятельности. Многие из моих знакомых в конце этой экзаменационной гонки бросали монетку. Возможно, это неправильный путь. Но ведь если есть дело, которое тебе нравится, ты в любом коллективе найдёшь возможность им заниматься.

В жизни зачастую приходится изворачиваться и прогибаться, принимать чью-то форму. Наверное, ни у кого нет идеального варианта: чтобы и стипендия высокая, и все лекции нравились, и однокурсники хорошие.

Когда у Джона Леннона спросили, кем он хочет быть в будущем, он ответил: «счастливым». Учительница сказала, что он не понял задание. А мальчик ответил, что она «не поняла жизнь». Сказка или нет, но звучит хорошо и правильно.

Плюс к уверенному будущему

Практически каждый человек когда-либо задавался вопросом: как выбрать именно ту профессию, которая будет приносить ему удовольствие и плоды? Помимо советов и примера родителей, образа кумира, существует и вполне научный метод выбора своей будущей профессии.

Итак, ты перешёл в девятый или одиннадцатый класс и перед тобой ребром стал выбор выпускных экзаменов и, как следствие, профессии. Очень часто школьники не могут принять взвешенного решения, куда и на какую специальность им нужно поступать, при этом причины могут быть совершенно разные. Одним из помощников в решении этой проблемы является профориентация. Профессиональная ориентация – это комплекс действий, который помогает узнать, к чему склонен человек, а также это система, направленная на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

В России на данный момент существует множество психологических тренингов и тестов, которые помогают с выбором будущей профессии. С другой стороны, мы зависим от нескольких факторов, которые уже влияют на наш выбор. Во-первых, это интерес конкретного человека к профессии, его желания и возможности, сформированные опытом. Во-вторых, это доступность обучения выбранной профессии, уровень зарплаты, её престижность.

Выбор осложняет то, что каждый день в мире появляется всё больше новых профессий, и найти «ту самую» становится совсем не просто. Для этого требуется умение разобраться в самих себе: адекватно оценивать свои возможности, знать свои сильные и слабые стороны. В России увеличилось количество людей, которые работают не по специальности, особенно сильно это прослеживается среди выпускников высших учебных заведений. Таким образом, рынок труда за счёт государственных средств, потраченных на образование студента, насыщается бесполезными специалистами. Эти и другие проблемы может решить грамотно и вовремя проводимая профориентация.

Вот что думают ученики 11-х классов о том, полезна ли для них оказалась профориентация в выборе будущей профессии.

Ксюша: «Профориентация с выбором профессии мне не помогла – список предпочтений был мне уже понятен до тестирования. На вопросы отвечала честно. Но некоторые из них приводили меня в некое замешательство, считаю их спорными. Думаю, что данные тесты, возможно, помогают некоторым людям найти своё направление. Конечно, чётко следовать им не нужно, но ради интереса пройти следует. В конце концов, узнать, какие навыки у тебя наиболее развиты – это неплохо».

Даниил: «Я не считаю, что профориентация мне как-то помогла с выбором профессии, но мою самооценку она точно подняла. Практически во всех тестах, связанных с интеллектуальными способностями, у меня был почти высший балл. Я честно отвечал на вопросы и не вижу в принципе смысла врать. Проф­ориентация нужна, но должна быть в другом формате; должны давать примеры на более узкие специальности, чтобы выбора было немного меньше и было интереснее».

Сейчас у человека гораздо больше возможностей, чем было раньше, и выбора стало также больше, абсолютно во всех сферах. Люди могут с лёгкостью подобрать себе профессии, а за всем этим в том числе стоит профориентация перед экзаменами в школе.

  • Опубликовано в №029 от 16.02.2018
Областная газета Свердловской области