Понять артхаус. Кино как способ выделиться и ответить на сложные вопросы

Иногда режиссёры, занимающиеся артхаусом, находят нестандартные технические решения для своих фильмов. Например, картина «Самсара» была полностью снята на плёнку. Фото: Александр Исаков

Иногда режиссёры, занимающиеся артхаусом, находят нестандартные технические решения для своих фильмов. Например, картина «Самсара» была полностью снята на плёнку. Фото: Александр Исаков

Артхаус ещё называют «кино не для всех». Подобные картины не собирают кассу, но тем не менее у них есть свои любители. Мы поговорили с Сергеем Федяковым – директором самого старого в Екатеринбурге кинотеатра «Колизей», который позиционирует себя как центр элитарного искусства. Он рассказал, кому нравится «другое кино», откуда берётся мода на интеллектуальность, как на Урале обстоят дела с качественными картинами и какую роль в продвижении артхауса сыграли смартфоны.

Сергей Федяков одновременно является директором двух кинотеатров, «Колизея» и «Салюта». Если первый показывает только авторское кино, то в афише второго в основном находятся массовые фильмы. Вероятно, Федяков делает такое разделение осознанно. Фото: Александр Исаков

– С недавних пор «Колизей» показывает в основном артхаус. Почему решили поменять формат?

– Мы решили ориентироваться на хорошее кино, не секрет, что на 80 процентов это артхаус. Мейнстрима у нас тоже достаточно много, но, самое главное, что у нас в «Колизее» нет блокбастеров – это отличительная черта нашего кинотеатра, наша внутренняя позиция, выработанная с годами. Людям нужно дать возможность видеть хорошее кино. Другие кинотеатры не занимаются подобным, у них иное предназначение – это инвестиции в мультиплексы (кинотеатры со множеством залов), которые находятся в торговых центрах, их надо «отбить». Заработать можно только на развлекательных историях, это коммерческий формат, которого в «Колизее» нет. Да, мы находимся на обочине индустрии зарабатывания больших денег, но зато у нас есть возможность заниматься культурой. Главное, чтобы мы смогли компенсировать траты на коммунальные издержки, реконструкцию объектов и выплату зарплат работникам. «Колизей» работает на имидж.

Здание «Колизея» было построено более полутора веков назад, в 1845 году. Неудивительно, что сегодня оно является объектом культурного наследия. Располагался там городской театр, кино в этом заведении стали показывать только с 1912-го. После революции кинотеатр сменил своё имя и стал «Октябрём». Историческое название ему вернули только в начале 2000-х. Фото: Алексей Кунилов

– Не верю, что деньги совсем не важны. Неужели кинотеатру хватает на жизнь?

– Мы не боимся что-либо потерять. Кстати, у нас некоторые артхаусные ленты, идущие в прокате, зарабатывают гораздо больше, чем блокбастеры. Это происходит только по одной причине: мы единственный подобный кинотеатр для города-миллионника. Зрителей, интересующихся артхаусом, достаточно. У нас был документальный фильм «Самсара», котрый заработал 2 миллиона рублей в прокате, некоторые блокбастеры столько не зарабатывают.

– Да, действительно, в последнее время наблюдается некоторый ажиотаж вокруг артхауса. Откуда он?

– Да нет никакого ажиотажа, это только со стороны кажется, всё очень скромно, как и раньше. Артхаус стали больше смотреть из-за доступности, в частности, из-за появления смартфонов, приложений. Интеллектуальное кино больше не требует больших залов, по­этому и спрос на него увеличился.

– Ваш типичные зритель какой он?

– Взрослые зрители меньше обращаются к артхаусу, смотрят разве что для эстетического удовольствия. Они выбирают фильм того режиссёра, который им нравится, или идут посмотреть на любимого актёра. Обычно такое кино смотрят молодые люди. У них есть потребность к чему-то новому, этому поколению свойственен умственный и душевный поиск. Они любят артхаус, потому что в нём задаются вопросы. В подобных фильмах нет развлечений, там, как раз-таки нужно поработать головой.

– А не думаете, что всё дело в моде на интеллектуальность?

– Есть такое. Для многих сейчас «казаться» гораздо важнее, чем «быть». Людям внушают, что они должны быть умными, красивыми, успешными. Люди всегда пытаются чем-то выделиться. Слава богу, что есть те, кто пытается выделиться тем, что знает умное кино.

– Дефицита картин нет?

– Есть. Но это не связано с тем, что такого кино мало, это связано с недостатком дистрибьюторов, которые могут предложить подобные картины. Чтобы хороший фильм доехал до России, дистрибьютор должен быть уверен, что у него купят права на эту картину и он сможет «отбить» вложенные деньги. Таких кинотеатров, как наш, в стране мало.

– Картины уральских режиссёров «Колизей» также показывает…

– Конечно. Был наш любимый Алексей Федорченко, Василий Сигарев, Андрей Григорьев, также здесь снимал и другой ГригорьевЕвгений. Это всё артхаус. Наших режиссёров достаточно много. Тот же Федорченко, открывающий первый день «Кинотавра»-2018 своей картиной «Война Анны». В Екатеринбурге с таким направлением всё нормально.

– И всё-таки артхаусные фильмы по вкусу далеко не каждому. Как же на­учиться понимать «кино не для всех»?

– Здесь всё решается количеством. Смотрите больше картин, и вы начнёте понимать всю прелесть артхауса. Это как в футболе: не обязательно ходить три раза в неделю в секцию, нужно просто каждый вечер во дворе пинать мяч, и всё. Правила просты.

  • Опубликовано в №112 от 29.06.2018
Областная газета Свердловской области