Новая эра 13 июля 2018, 04:30

Реставратор – врач для икон. Секреты и тонкости удивительного мастерства

Александра Кодолова 18 лет, факультет журналистики УрФУ
Возраст реставрируемых произведений может достигать нескольких сотен лет. Например, недавно Вероника Сурмина работала над иконой XVIII века «Рождество Богоматери». Фото из личного архива Вероники Сурминой

Возраст реставрируемых произведений может достигать нескольких сотен лет. Например, недавно Вероника Сурмина работала над иконой XVIII века «Рождество Богоматери». Фото из личного архива Вероники Сурминой

Русская Православная Церковь причислила царскую семью к лику святых. Стали появляться иконы с ликом Николая II и его семьи. Одни изображали царскую семью так, как она запечатлена на фотографиях, а другие так, как принято писать святых: в соответствующей одежде и с ликами, стилизованными в иконописном стиле. Иконе Николая II молятся о семейном благополучии, здоровье детей. Иконы являются важными историческими и культурными памятниками, поэтому их стараются сохранить в первоначальном виде как можно дольше. Этим ответственным делом занимаются реставраторы икон. О сложностях и особенностях профессии нам рассказала Вероника СУРМИНА, студентка художественного училища им. И.Д. Шадра.

– Почему ты решила заниматься реставрацией икон и поступила на данную специальность?

– Ещё в школе я пару месяцев занималась иконописью, мне понравилось. Также я занималась золочением сусальным золотом, поэтому решила поискать что-нибудь, что связано с этой деятельностью. Реставрация икон как раз связана и с иконописью, и с золочением, поэтому я и решила попробовать.

– Расскажи, чем эта профессия интересна?

– Реставратор – как врач. Мы относимся к иконам как к памятникам культуры, мы их просто лечим. Не нужно ничего выдумывать и дорисовывать, нужно действовать по плану. Это очень интересная профессия, потому что каждая икона индивидуальна – это плюс для меня. Нужно иметь правильное понимание о реставрации: стараться сохранить то, что сделал автор. Не испортить, не переписать, а сохранить. В этом заключается самая большая сложность. Нужно иметь опыт, прежде всего. Каждое действие нарабатывается только опытом.

– Сколько времени занимает реставрация одной иконы?

– Сложно сказать. Всё зависит от состояния иконы. Бывает, что нужно только раскрыть икону, то есть убрать загрязнения сверху и укрепить, покрыть лаком, ничего не нужно дописывать, на такую уйдёт пару месяцев. А если в плохом состоянии, то можно несколько лет реставрировать. Мы реставрируем большие иконы, метр на метр, уже третий год. Иконы из храма, который находится в селе Быньги. В этом храме был иконостас XVIII века, сохранилось много больших икон, нашему училищу их дали на реставрацию, потом они вернутся обратно. Иконы долго там находились, с ними плохо обращались, тыльные стороны были закрашены синей краской, мы много времени потратили на то, чтобы убрать эту краску. Занимаемся этим только два раза в неделю; если уделять время каждый день, то можно и за год закончить, мне кажется. Реставрируя икону из храма, стараешься делать минимум вмешательств, сохранить, а не улучшить.

Сложно восстанавливать утраты. Бывает, что на иконе утрачен лик святого, то есть нет лица. Если не знаешь, как выглядел утраченный фрагмент, то ничего уже не сделать. В таких ситуациях возникает много противоречий: стоит ли вообще восстанавливать, как именно работать, сможешь ли ты восстановить?

– Как выглядят мастерские реставраторов икон?

– В них стоят большие столы для икон, полки. Есть микроскопы, через которые видно мелкие отклонения от нормы в иконе. Инструменты у нас в основном медицинские: скальпели разные, вата, растворители, краски темперные и натуральный рыбий клей. В XVII-XVIII веках все иконы писались с помощью рыбьего клея, мы стараемся использовать для реставрации те материалы, которые были раньше. Кроме красок, они у нас современные. Также есть небольшая фотолаборатория, чтобы фотографировать каждый этап: до реставрации, в процессе, после. На одну икону может получиться около ста фото, фотографируются отдельные фрагменты, как по частям она раскрывалась, тыльная сторона. Эти фотографии нужны для истории – если через сто лет икону снова кто-то будет реставрировать, мастер будет знать, что происходило с иконой.

– Как ты считаешь, это больше мужская или женская профессия?

– Сейчас мало парней идут учиться в художественное училище. Девочки легко справляются с работой, но чтобы стать профессиональным реставратором, нужно после училища поступить в Академию им. Репина, обучение длится 6 лет. Конечно, парням проще полностью отдаться учёбе, работе, реставрации. Большинству девушек нужна личная жизнь, семья, дети, они не готовы тратить на обучение 10 лет, поэтому профессиональных реставраторов-женщин так мало. Независимо от пола, после 10 лет обучения многие уходят в другие отрасли, например, становятся художниками, уходят в реставрацию живописи, монументальную реставрацию. Реставрация икон – кропотливая работа, её нужно любить. Наш преподаватель говорит, что реставратор – это тот, кто любит свою работу и готов работать за идею.

  • Опубликовано в №122 от 13.07.2018

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Областная газета Свердловской области