Тоска по «живому»: почему хендмейд становится всё популярнее

Изделия сегмента «люкс» и хендмейд считаются эксклюзивными, поэтому вещи ручной работы могут быть отличной альтернативой для тех, кто хочет выделиться из серой массы, но не может позволить себе дорогую одежду. Фото: Павел Ворожцов

Изделия сегмента «люкс» и хендмейд считаются эксклюзивными, поэтому вещи ручной работы могут быть отличной альтернативой для тех, кто хочет выделиться из серой массы, но не может позволить себе дорогую одежду. Фото: Павел Ворожцов

В Интернете появляется всё больше и больше блогов, в которых мастера демонстрируют свои изделия. Множатся магазины, продающие вещи для рукоделия. Растёт количество мастер-классов, на которых учат лепить, шить, мастерить. Можно понять рвение к рукоделию наших мам и бабушек – в магазинах ничего не было, жизнь заставляла. Но теперь, когда витрины торговых центров ломятся от товаров, а разнообразие ассортимента, кажется, может удовлетворить даже самого искушённого потребителя (были бы деньги), возникает вопрос: зачем создавать, а тем более покупать вещи ручной работы?

– Любые социальные явления, в том числе те, которые отражаются в моде, имеют пары. То есть когда появляется что-то новое, всегда будет антипод этого, который будет развиваться также быстро, – объясняет стилист Наталья Семёнова. – Такое явление как fast fashion (Быстрое обновление ассортимента в соответствии с тенденциями, представленными на Неделе моды, которая проходит дважды в год, весной и осенью. – Прим. ред.) привело к тому, что изделия на рынке потеряли свою теплоту, уникальность, содержательность. По этой причине в противовес быстрой моде начал развиваться хендмейд.

Сложно поспорить, что многие из нас соскучились по «живым» вещам. Сегодня некоторые компании даже пытаются имитировать ручную работу, практически в каждом магазине можно найти вещи в минималистичном стиле, украшения, канцелярские товары… Но они не уникальны, и поэтому эти производители проигрывают хендмейдерам.

– Многие устали от штамповки, – рассказывает руководитель мастер-классов по рукоделию Екатерина Ефремочкина. – Я, например, с трудом могу себя заставить ходить по магазинам, потому что понимаю, что вещи, продающиеся там – не уникальны. Поэтому с удовольствием ищу людей, которые сделают для меня то, о чём я действительно мечтаю. Или создаю это сама, если хочу и умею.

Впрочем, современные технологии способствуют развитию хендмейда (парадокс, конечно) и ещё по одной причине. Если раньше вырезки из журналов о кройке и шитье бережно собирались и передавались из поколения в поколение вместе с личным опытом, то сегодня вся информация о том, как создать то или иное изделие, находится в свободном доступе, нужно просто включить Интернет. Тут вам и инструкцию предложат, и видео покажут, и расскажут, где купить материалы.

– Я, будучи совсем ещё маленькой, в четыре года умела вязать на спицах, вышивать крестиком и гладью, а в пять — могла связать варежки. Всему этому меня научила бабушка, – продолжает Екатерина. – Раньше знания передавались из поколения в поколение. Сейчас же большим подспорьем мастерам являются социальные сети.

Кроме того, что Интернет является источником информации о том, что и как мастерить, он ещё – и отличная площадка, чтобы заявить миру о своих талантах. Впрочем, иногда авторы ведут себя несколько амбициозно, называя модным словом «хендмейд» криво вышитый цветочек на майке. Наталья Семёнова считает, что качественные вещи ручной работы должны отвечать нескольким требованиям. Изделия должны быть исполнены аккуратно и нести какую-либо идею. Причём концепция должна быть у всей коллекции предметов, они должны рассказывать историю. Это непросто, получается не у всех мастеров. Но работы тех, у кого выходит, не поворачивается язык назвать уничижительным словом «поделки», на них обязательно найдётся свой покупатель.

  • Опубликовано в №187 от 12.10.2018
Областная газета Свердловской области