Несколько вопросов о Новом годе

Мы с трудом представляем себе Новый год без Деда Мороза.  Невероятно, но родился волшебник меньше века назад. Фото: Станислав Савин

Мы с трудом представляем себе Новый год без Деда Мороза. Невероятно, но родился волшебник меньше века назад. Фото: Станислав Савин

Новый год любят многие, но всё ли мы знаем о нём? На некоторые вопросы о празднике нам ответил методист по научно-практической деятельности Центра традиционной народной культуры Среднего Урала  Вячеслав ПЕЧНЯК. Он рассказал, какие гадания самые страшные, где родители Снегурочки и почему «Иронию судьбы» можно считать троллингом.

Почему мы ставим в домах ёлки?

Не секрет, что праздновать Новый год 31 декабря в России стали только в XVIII веке, после указа Петра Первого. Именно в его царствование акцент с церковного был смещён на гражданское. Тем более что в Европе уже давно Новый год праздновали зимой. Из своего посольства Пётр привёз множество традиций, одна из них – наряжать на праздник ёлку.

– Ель как символ Нового года и Рождества – это европейская традиция. Существует апокриф, повествующий, что когда родился Христос, все животные и растения пришли его чествовать. Ель склонила ветви над младенцем, чтобы спрятать его от солнца, за это Иисус сделал её символом своего периода, – рассказывает Вячеслав. – Эпоха Петра – это эпоха муштры, поэтому в публичных местах ёлки обязательно ставились. Император велел собираться вокруг них для празднования. Но всё это больше касается элитарной культуры, чем массовой. Простые люди дома ёлки не ставили.  

Но тем не менее сакральное отношение к хвойным растениям у многих народов России было с давних времён. Ель – символ вечной жизни, своеобразная отсылка к мировому дереву. На Благовещенье, которое было значимо так же, как сегодня Новый год, было принято украшать дом вереском, а при его отсутствии – еловыми ветками. У части русских, финнов и марийцев было принято устилать дорогу покойному еловыми ветками. В сёлах Урала ель была символом девичьей красоты, на свадьбах всегда присутствовали ветки, украшенные лентами. Тюркские кочевники вносили ёлку в весенний праздник Нового года в юрту. 

Когда появился Новый год, к которому мы привыкли?

Праздник, к которому мы привыкли, с хороводами, раздачей подарков и массовыми гуляньями прошёл впервые только в 1931 году, уже после эпохи НЭПа. Несмотря на то, что Новый год был политическим заказом, далеко не всем представителям высшего партийного руководства задумка понравилась: многие увидели во всём этом элемент язычества. Неудивительно, что в следующий раз ёлки состоялись аж в конце 1930-х годов. 

Новый год стал таким, каким мы привыкли его видеть, только в семидесятые годы, в эпоху Брежнева. Леонид Ильич первым из лидеров стал поздравлять страну по телевизору (попробуйте представить сегодня Новый год без речи президента). Тогда же появился и фильм, который стал частью Нового года – «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», с тех пор просмотр картины Эльдара Рязанова – почти сакральное действие.

– Это наша реальность, наши традиции, – утверждает Вячеслав. – Кстати, праздничный стол в «Иронии судьбы» можно считать небольшим троллингом. В брежневский период был дефицит. Спросите у бабушек, как они готовились к Новому году, это была целая эпопея: люди стояли в очередях по два-три часа, чтобы купить к столу дефицитные продукты. Хорошо, если был блат и тебе это могли вынести через заднее крыльцо.

Откуда взялся Дед Мороз и где родители Снегурочки?

Главные символы праздника, Дед Мороз и Снегурочка, появились также в тридцатые годы.

– У нас сейчас существует множество мифов, некоторые видят в Деде Морозе архаичного славянского бога зимы, а в Снегурочке – его жертву, – рассказывает Вячеслав. – Это просто персонаж русского фольклора Морозко. После революции мы «развернулись» к Европе ещё сильнее, чем при Петре Первом, на Западе уже давно существовал Санта-Клаус или Святой Николай. Наш Дед Мороз стал своего рода «калькой» с него. К слову, и на дореволюционных открытках мы можем увидеть образ Николая Чудотворца с мешком подарков. День памяти святого 19 декабря, это середина рождественского поста.

Что касается Снегурочки, то она с момента своего рождения, с 1931 года, позиционировалась как его внучка. А вот где родители чудесной девочки – неизвестно. Вячеслав объясняет этот парадокс:

– Дед Мороз и Снегурочка, безусловно, мифологические персонажи. А у них всё далеко не так, как у нас, в реальном мире. Поэтому ответ на вопрос, где остальные родственники, остаётся за скобками. 

Почему в новогодние каникулы принято гадать?

– Традиции – такая вещь, с которой сложно что-то сделать, эту штуку вряд ли можно задушить, она по инерции передаётся вместе с климатом в семье, – объясняет исследователь. – Интерес к магии у людей бессмертен, поэтому они гадали, гадают и будут гадать.

Даже с появлением гражданского Нового года жители отдалённых деревень продолжали праздновать Васильев вечер. Гадали на Страстной неделе, которая идёт с Васильева вечера до Крещения. Принято было считать, что в этот период граница между миром людей и потусторонним миром истончается, поэтому появляется возможность узнать судьбу. 

– У народов Урала, марийцев, удмуртов и иных угро-финнов до сих пор сохранилась эта традиция. Гадали на воске, яичном желтке. Интересный способ узнать судьбу – страшные гадания с зеркалами. Девушки запирались, ставили свечку, зеркало и смотрели на дверной косяк, считалось, что из него должен был показаться нечистый в образе суженого. В Ирбитском районе был один забавный случай. Молодой человек попросился с девушками гадать. В помещении, где молодые люди ворожили, на печке, находился дед. Когда парень приступил к обряду, старик слез, снял портки и пошёл на него. Больше юноша будущее узнать не пытался, – смеётся Вячеслав. – Самое необычное гадание, о котором я слышал, было записано в Верхотурском районе. Во время него нужно было в полночь, не говоря ни слова, подойти к проруби, лечь рядом с ней и окунуть в воду распущенные волосы. И после так же молча пойти домой. Если коса смёрзлась в одну сосульку, значит, ещё год в девках просидишь, а если в две – выйдешь замуж.

  • Опубликовано в №236 от 21.12.2018 
Областная газета Свердловской области