О технарях и гуманитариях: как работает наш мозг и почему тройка по математике – это не приговор

В математике гипербола — это график функций, а в литературе — стилистическая фигура. Иллюстрация: Татьяна Никитина

В математике гипербола — это график функций, а в литературе — стилистическая фигура. Иллюстрация: Татьяна Никитина

Мы часто слышим «Я гуманитарий» или «Мне лучше даются технические науки». Откуда берутся эти «диагнозы», «СверхНовой Эре» рассказала психолог Мария Дементиевская.

– Правильно ли вообще делить людей на технарей и гуманитариев?

– Делить людей в принципе не совсем правильно, но это делают для того, чтобы упростить и упорядочить мир. Людям так проще понимать, кого к чему относить.

– Получается, что чистые технари и чистые гуманитарии редко встречаются?

– Не думаю, что чистые типы личности вообще встречаются. Природа задумала так, что в популяциях «крайние точки» очень редки, поэтому людей с чисто математическим или гуманитарным складом ума нет. У каждого из нас есть множество интересов, и обычно они не касаются только одной сферы.

– Правда ли, что способности закладываются ещё в начале жизни ребёнка?

– Да, это на самом деле так. Когда мы появляемся на свет, у нас уже есть определённые предпосылки к какой-либо деятельности. У каждого имеется свой талант, который нужно только научиться развивать.

– А что влияет на это?

– Есть мнение, что наши способности обусловлены генетически: если, например, оба родителя творческие люди, музыканты или художники, то есть большая вероятность, что ребёнок пойдёт по их стопам и добьётся в этих сферах успеха. Также на способности влияет социальное окружение, в котором рос человек: если он с детства наблюдал за тем, как взрослые пели, танцевали или рисовали, то будет пытаться повторить эти действия. Но, конечно, нельзя однозначно ответить на вопрос, что больше влияет на нас, наследственность или среда.

– Можно ли с раннего детства определить, в какой сфере ребёнок сможет себя реализовать?

– В раннем детстве определить это сложно, но уже в дошкольном возрасте можно присматриваться к тому, что ребёнку интересно, от каких занятий он получает удовольствие. Дальше нужно лишь развивать это, ходить в кружки и секции по интересам. А вот уже в средней школе можно точно сказать, к чему у человека есть способности, становится ясно, какое направление ему близко.

– Если, например, с математикой в школе всё было плохо, значит ли это, что человек потерян для мира чисел?

– Если ребёнку трудно даётся какой-нибудь предмет, то возможно, ему просто не повезло с преподавателем. А может быть, он когда-то не смог освоить конкретную тему, и непонимание стало расти словно снежный ком. Из-за всего этого может упасть мотивация, и подросток решит, что математика – не его наука. Но имейте в виду, что многое зависит от нашего внутреннего настроя. Мозг очень пластичен, он может запомнить любую информацию и образовать новые нейронные связи. Конечно, тому, у кого есть врождённые способности, удастся добиться большего успеха, но многие навыки можно натренировать, главное – желание.

– За что отвечают полушарии мозга? Говорят, что левое – за рациональное мышление, а правое за фантазию и воображение. Правда ли это?

– Наш мозг действительно имеет два полушария, в каждом из которых есть определённые зоны, отвечающие за деятельность человека. Для того чтобы понять, какое полушарие доминирует, есть тесты. Например, вы можете, не задумываясь, сложить руки в замок и проверить, большой палец какой руки окажется сверху: если правой, то лидирует правое полушарие, если левой – левое. Ещё можно попробовать встать в позу Наполеона, скрестить руки на груди и посмотреть, какая рука находится сверху, или посмотреть в калейдоскоп и проследить, к какому глазу вы его подносите. Вообще, обратите внимание, как вы себя ведёте в повседневной жизни. К какому уху подносите телефонную трубку? Какой рукой пишете? Все эти тесты помогут вам определить ведущее полушарие.

– Есть мнение, что технические науки парням даются проще, а девушкам лучше выбрать для себя гуманитарные…

– Не стоит привязывать способности к полу. Конечно, большинство мальчиков имеют склонность к техническим наукам, им интересны механизмы – они с детства начинают развиваться в этом направлении. Девочки же любят куклы, животных, стремятся к красоте. Но если целенаправленно обучать девчонок техническим наукам, например, в специальных школах, они нисколько не будут отставать от мальчиков. Ведь женщины работают инженерами, и справляются ничуть не хуже мужчин.

– Как запоминают технари, а как – гуманитарии?

– Гуманитарии запоминают информацию образно, пользуясь ассоциациями. А технарям проще фиксировать в голове цифры, строить графики, использовать формулы и символы. У них всё должно быть «по полочкам», им так намного проще.

  • Опубликовано в №065 от 12.04.2019 
Областная газета Свердловской области