Ретушь фотографий начала применяться задолго до появления графических редакторов, и нужна она была не только для того, чтобы сделать модель красивее. О том, как полтора века назад корректировались снимки, почему на старых карточках редко можно увидеть небосвод и кто обычно становился ретушёром рассказал историк фотографии, куратор Центра фотографии «Март» Артём Беркович.
Соединить небо и землю
Ретушироваться фотографии стали ещё со второй половины XIX века. Технологии того времени не позволяли снимать на одной экспозиции небо и землю. Поэтому, разглядывая фотографии того времени, нередко можно встретить снимки, на которых не видно облаков. На негативах этих фотографий небо просто закрашено чёрной тушью.
- Материалы имели особенную чувствительность к синему цвету. Облака на небе надо было снимать с меньшей экспозицией, – объясняет историк. – Если фотограф снимал небо, то не хватало света для земли, а если снимал землю, то засвечивалось небо. Поэтому нередко ретушёры просто рисовали красивые облака на негативе. В XIX веке художники обладали высоким уровнем навыков в живописи, свою роль играла многовековая традиция реалистичного рисунка. Даже художник среднего уровня мог выполнить задачи, которые стояли перед ретушёром. Эта практика сохранялась, даже тогда, когда небо и землю уже можно было снять одним кадром: серое невыразительное небо казалось хуже нарисованного. На многих открытках мы видим облака, созданные с помощью кисти.
Помимо рисования на негативах авторы пользовались ещё одним способом: фотографы снимали небо и землю с разными экспозициями, а потом просто соединяли в одно изображение. Монтаж (или, как говорят сегодня, фотожаба) появился ещё в середине XIX века. Это могли быть очень сложные монтажи из тридцати и более изображений. Фотограф продумывал композицию и снимал каждого героя отдельно, а потом печатал финальную фотографию с разных негативов.
У екатеринбургского фотографа Вениамина Леонтьевича Метенкова в штате был ретушёр. В архиве сохранились негативы съёмки Метенкова для каталогов музея Уральского общества любителей естествознания и Каслинского завода. Как в любом другом каталоге, в них объекты должны были быть представлены на белом фоне. Метенков снимал изделие каслинских мастеров, а ретушёр на негативе обводил кистью объект, закрашивая фон чёрной тушью или красной краской. На сленге современных ретушёров это называется обтравкой.
Фотография как картина
Вторая задача, которая стояла перед ретушёрами 150 лет назад – работа с портретами. Не секрет, что снимать в помещении сложнее, чем на улице, а классические портреты делались в основном в павильонах. Осложняла работу и светочувствительность материалов, она была гораздо ниже, чем сегодня.
- Если изображение было небольшого формата, то обычно ретушь делалась по негативам. Но мне приходилось видеть отпечатки и очень большого размера, – делится историк. – Фотографии конца XIX – начала XX века с точки зрения резкости и проработки деталей качественнее, чем многие снимки 70–80- х годов прошлого века, потому что первые делались на негативы 18 на 24 сантиметра, а вторые – на узкую плёнку.
Несмотря на хорошую оптику, фотографу всё равно зачастую не хватало навыков и возможностей техники, чтобы на достойном уровне напечатать фотографию крупного формата. Поэтому ретушёрам приходилось корректировать изображения. Беркович рассказывает:
- По прейскурантам того времени видно, что иногда клиенты заказывали портреты в натуральную величину. На них могли пропасть резкость, детали. Тогда ретушёр с навыками академического рисунка мог отдельными штрихами акцентировать, например, брови, очертания рта или зрачки. – Кстати, очень многие художники начинали как ретушёры у фотографов, например, ИванКрамскойили Архип Куинджи. Такая ретушь производилась по отпечатку. Разглядывая некоторые фотографии вблизи, можно увидеть, как много нарисовано поверх фотографии. Предположим, фотография висела в гостиной в богатой раме, как картина. Издалека ретуши не было видно. Ведь мы не увидим пиксели цифровой фотографии, если не начнём рассматривать её совсем близко.
На контрасте
- В дореволюционный период я встретил только одну фотографию, опубликованную в екатеринбургской газете. И, честно говоря, на месте тех, кто сфотографирован, я потребовал бы компенсацию за моральный ущерб. И если что, простил бы, потому что это был эксперимент, – улыбается куратор. – По фотографии можно понять, что это группа из нескольких человек, кроме силуэтов мужчин там ничего не видно. А вот уже в 20-е и 30-е годы фотографии печатали на приличном уровне.
Если взглянуть на фотографии, опубликованные в изданиях середины прошлого века (в том числе в «Вечернем Свердловске» и «Уральском рабочем»), то в глаза бросается довольно грубая ретушь, сделанная с помощью белил и туши. Она усиливала контрастность картинки, добавляла пропавшие детали, отделяла важные объекты от фона. Рисовали прямо по отпечатку, потом его переснимали.
Работали над отпечатками с помощью тонкой кисти. Особенно тщательно советским ретушёрам приходилось колдовать над портретами вождей. Их задача была создать узнаваемый образ, но одновременно близкий к эталону.
- Если мы откроем любую советскую книгу по истории революции, то все портреты Сталина, Ленина и других вождей будут значительно скорректированы художником. В советской культуре отретушированные фотографии выполняли роль икон: они продавались в виде открыток, плакатов, их несли на демонстрациях, вешали в кабинетах и красных уголках, – говорит Артём. – Такие фотографии соединяли в себе реальность и вымысел: с одной стороны, Хрущёв не должен быть похож на Брежнева, с другой – его образ должен быть приближен к идеальному. Например, в музее Ельцин Центра можно увидеть канонический официальный портрет Горбачёва, где у него на голове нет родимого пятна. В своё время эти снимки вызывали иронию и были поводом для анекдотов, но сегодня мы воспринимаем их как часть истории.
- Опубликовано в №075 от 26.04.2019