Темы дня

Зачем отличники пытаются получить золотую медаль?

  Анна ПАШКОВА
день отличника

Во всей стране принято чествовать золотых медалистов, Средний Урал – не исключение. Праздники для отличников всегда проходят с размахом. Фото: Алексей Кунилов

Все понимают, сколько сил и времени уходит у отличников на то, чтобы получить знак «За особые успехи в учении». Но не все – для чего умникам и умницам нужна эта металлическая шутка. «СверхНовая Эра» разобралась.

Практическая польза

В этом году медаль стало получить сложнее, чем в прошлые: кроме того что ученик должен иметь все итоговые пятёрки, ему необходимо также набрать минимум 70 баллов на ЕГЭ по русскому языку и математике. Впрочем, как отмечают сами выпускники, их такое положение дел не пугает.

– Главное – это ответственное отношение к своей работе, – делится ученик екатеринбургской школы №10 Максим Жернаков. – Думаю, для других это новшество также не будет помехой, ведь потенциальные медалисты ориентируются на баллы выше 90. Кстати, в экзамен в 9-м классе у меня вызвал досаду: я думал, что оценивать нас будут по четвертям, а экзамен – лишь показатель того, чему мы научились за эти годы. Многие ребята получили «отлично» по математике, хотя всегда учились на четвёрки. Мне кажется это несправедливым, хорошо, что в 11-м классе система устроена по-другому.

Одна из главных целей, ради которой ребята борются за медали – дополнительные баллы, дающиеся при поступлении в университет. Например, в УрГЮУ абитуриент может получит за медаль два балла, а в УрГЭУ – восемь. Аналогичная ситуация и в столичных вузах.

– Я всегда мечтала поступить в хороший московский вуз, а в них огромный конкурс, – объясняет выпускница гимназии №9 и студентка МГУ Анна Смирнова. – Там, чем баллов больше, тем лучше, медаль может помочь подняться в рейтинге: если бы не она, то при поступлении я могла бы оказаться на двадцать позиций ниже.

За маму, за папу и за Марью Ивановну?

Баллы – не единственная причина, по которой школьники бьются за медали: как ни крути, иметь её считается почётным. Причём радуются ей как дети, так и взрослые – учителя и родители. В учебных заведениях не скрывают – медалисты повышают престиж школы, да и вообще приятно, когда среди выпускников есть отличники. Иногда, как подмечает доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии Рустам Муслумов, «накручивают» выпускника и родные. Он предостерегает: прежде всего школьнику нужно руководствоваться собственными представлениями об успехе и советует после каждой оценки взрослого задавать себе вопрос: «А как себя оцениваю я сам?». Ведь чем меньше человек зависит от мнения окружающих, тем более самодостаточным он становится.

– Отличники имеют высокий уровень притязаний, для его достижения необходимы большие усилия – не каждый может справиться с нагрузками, – говорит психолог. – К медали идёт не только сам ребёнок, но и его родители, серьёзную поддержку оказывают учителя и репетиторы. Осознание ответственности за то, что все усилия должны сложиться в один результат, что цена ошибки высока, порождает стресс, преодолеть который может не каждый.

Но всё хорошо в меру. Иногда для того чтобы получить заветный знак отличия, нужно постараться совсем немного, и именно взрослые дают тот самый мотивирующий «пинок», который заставляет действовать.

– Я не хотела идти на медаль, потому что нужно было подтянуть английский, его я знаю на четвёрку. Мама и классный руководитель убедили меня пересдать его, я много готовилась, зубрила и в итоге получила «отлично», – рассказывает студентка УрФУ Ксения Малюгова. – Но за уши никого не тянули, просто так пятёрок не ставили. И хотя я особо не думала о медали, меня больше радовало, что закончилась школа, было очень почётно присутствовать среди тех немногих, кто получили знак отличия.

Важна и поддержка близких и наставников. Когда она есть, путешествие за трофеем становится скорее увлекательным квестом, чем повинностью.

– Конечно, были трудности с предметами, которые я хуже понимала, – вспоминает Анна Смирнова. – Я в большей степени гуманитарий, поэтому физикой и химией нужно было заниматься больше. Было сложно, но мне помогали близкие, с такой опорой справляться со всем этим несложно.

Обратная сторона медали

В 2013 году Министерство образования решило было не вручать золотые медали. Многие тогда били тревогу: за отличными оценками стоит многолетний труд, поэтому вручать медаль лучшим – это логично и правильно. Уже весной 2014-го Госдума вернула медаль для поощрения выпускников ,и как нам кажется – справедливо.

– Я закончила школу в прошлом году и только сейчас задумалась о значимости медали. Когда все одиннадцать лет стараешься учиться хорошо, логично, что она к тебе приходит, – рассуждает Анна. – Конечно, иногда было обидно, что одноклассники делали упор только на те предметы, по которым сдавали экзамены, а мне приходилось работать везде, так как мне нужны были эти пятёрки. Но я понимаю, что это всё было не зря. Оно стоило того чувства, что школьная жизнь прошла не зря и мне удалось всё выполнить на отлично.

Впрочем, если вам вдруг «немного не хватило» до золота – это не повод воспринимать происходящее как трагедию. Рустам Муслумов убеждён:

– Часто за медалями прячется желание всё сделать идеально. Но в жизни ничего идеального не бывает, за стремлением к совершенству почти всегда следует разочарование. Важно научиться справляться с неудачами, увы, в жизни их бывает немало. На мой взгляд, правильно относиться к медали как к проекту, скажите себе: «Я постараюсь его выполнить, используя все доступные мне ресурсы, но если этого не случится – трагедии не произойдёт, в любом случае я вынесу из полученной информации пользу».

  • Опубликовано в №8(41) от 24.05.2019
Областная газета Свердловской области
.