Как сделать так, чтобы азарт приносил только пользу

  Алина ПОЛОТНЯНЩИКОВА, 21 год, факультет журналистики ЕАСИ
дартс

Чувство азарта — полезная вещь, особенно тогда, когда мы занимаемся любимым делом или осваиваем новые знания. Главное помните, что оно всегда должно быть под контролем. Фото: Александр Зайцев

Когда мы слышим слово «азарт», наше воображение рисует крупье, карты, рулетку. Но только казино увлечение играми, конечно не ограничивается. Вместе с психологом-психоаналитиком Ириной Савран «СверхНовая Эра» разбирается, хорошо быть азартным или плохо.

– Рассмотрим азарт с точки зрения физиологии: в организм выбрасывается доза адреналина, происходит прилив энергии и сил, – объясняет Ирина. – Если человек выигрывает, то он испытывает расслабление, чувство удовольствия, в некотором роде, ощущение всемогущества. Азартные игры, в том числе и в Интернете, могут давать не только положительное подкрепление, но и отрицательное – при проигрыше. В такой ситуации человек испытывает негативные эмоции и у него появляется желание отыграться, тогда вся реакция в организме запускается по кругу.

– Почему одним людям свойственно стремление к риску, а другим – нет?

– Главную роль играет устройство нервной системы, которое заложено природой. Всё зависит от процессов её активации и торможения: если первые преобладают, то он склонен к азарту, риску, игре, если активнее вторые, то человек будет стараться отсиживаться в стороне. Вы наверняка слышали о типах темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. У холериков нервная система более подвижна, эти люди склонны к риску.

– И всё-таки, азарт – это хорошо или плохо?

– И не хорошо, и не плохо. Иногда азарт способен привести к игромании и другим проблемам, которые нужно решать. Но он может быть и положительным. Приведу пример: два с половиной года я работала в детской больнице с детьми, которые находились в тяжёлом состоянии, мы с ними играли в настольные игры. Через азарт дети соприкасались с чувством победы – сразу было видно, что у них повышается настроение, им становится легче находиться в больнице. Когда ребёнку не удавалось выиграть, он переживал проигрыш, расстраивался, и это тоже важный опыт: так человек учится принимать, что в его жизни может что-то идти не по плану. Это помогает повзрослеть и повышает устойчивость к негативным переживаниям.

– Как уловить грань между здоровым азартом и зависимостью?

– Есть несколько факторов, на которые стоит обращать внимание. Первый – когда человек не может остановиться сам: даже если он выигрывает, то не успокаивается, а хочет, допустим, удвоить выигрыш, если проигрывает – пытается отыграться. Происходит нарушение торможения, нервная система находится в напряжении, которое необходимо сбросить. Второе – это дискомфорт и раздражение, возникающие в моменты, когда человек не играет. Зависимые люди не могут обходиться без объекта своей зависимости, им становится настолько тяжело, что может появиться бессонница, тревога, депрессия – чтобы избавиться от этого, им вновь нужно включиться в игру. Серьёзнее, когда человек из-за зависимости теряет работу, копит долги по учёбе, то есть социальная жизнь идёт по наклонной.

– А что делать, если близкий человек зависим от игр?

– Я работала с девочкой, которая была зависима от интернет-игр. Из-за сложностей в семье она замкнулась и начала искать поддержку в Сети. Часто подростковая игровая зависимость – это способ уйти от трудностей, симптом, который говорит о том, что есть какой-то дефицит, проблема. Например, мама с папой постоянно выясняют отношения и ребёнком практически не занимаются, у подростка нет возможности обсудить проблемы с родными, и он всё своё свободное время проводит в интернет-играх, там находит друзей, реализуется в социальном плане. Близкие в этом случае должны бить тревогу, если они сами не могут справиться с проблемой, то нужно обращаться к специалисту.

Раньше были инициативы, которые помогали подростку повзрослеть, например, пионерское движение. Сейчас такого нет, поэтому подросток с помощью компьютерных игр пытается достигнуть некоего уровня, показать свою состоятельность, но он делает это не в реальной жизни, а в фантазийном мире. Когда ребёнок, с которым я работаю, весь находится в планшете, я спрашиваю у него: «Что ты сейчас строишь? Кого ты побеждаешь?» – так я присоединяюсь к этому процессу, наблюдаю за ним, а мой подопечный может вступить в контакт со мной. Но гораздо больше эмоций дают игры в реальности, от них ты получаешь живое общение.

– Как самому понять, в какой именно момент нужно закончить игру?

– Патологическую тягу к азарту можно сравнить с патологическим увлечением экстремальными видами спорта. У меня в практике есть примеры, когда человек, переломав себе все кости, всё равно продолжал подвергать себя опасности. Это самоповреждающее поведение. С играми то же самое: если ты понимаешь, что твой уровень жизни становится ниже, ты не растёшь в социальном плане, погряз в долгах, если осознаёшь, что меняется твоя морально-этическая сфера, то всё это должно навести на мысль, что что-то идёт не так, нужно это останавливать и исправлять.

– Зачем вообще нужно чувство азарта?

– Это определённая движущая сила. Нормально, когда азарт присутствует в нашей жизни, это, в хорошем смысле, способность проявлять природную агрессивную силу, добиваться, достигать, выигрывать. Сдача вступительных экзаменов в университет – это тоже азарт, особенно если конкурс пять человек на место. Или ты идёшь на собеседование в компанию своей мечты, тоже чувствуешь азарт, хочешь проявить себя. Не зря говорят, что вся наша жизнь – игра.

  • Опубликовано в №146 от 16.08.2019 
Областная газета Свердловской области