Темы дня

Что подросткам не нравится в школе

учебники

Больше школьников тяготит не сам процесс учёбы, а необходимость распылять внимание на множество предметов. Фото: Алексей Кунилов

Взрослые часто спорят о том, что должно быть в школе, а что нет. Но вот чего хотят сами ученики, обычно никого не интересует. Мы решили исправить ситуацию и узнать у екатеринбургских школьников, что бы они изменили в своей образовательной жизни.

Екатерина Графова, 16 лет, школа № 165:

– Для большинства учеников школа является «храмом науки» только в первом-втором классе. А потом что-то меняется, и образование становится пыткой. Сейчас мало у кого есть интерес к школьным знаниям, они кажутся бесполезными и искусственными. Учебной программе не помешает больше интерактива, практики, возможности делать выводы самостоятельно, творчества. Мы живём в XXI веке, человека от машины отличает одухотворённость, возможность воображать и воплощать это в жизнь. Поэтому, на мой взгляд, школы сейчас устарели и не справляются со своими задачами. Хотя многое зависит и от самих учеников.

Юлия Кобзарева, 17 лет, гимназия № 47:

– Во-первых, кого из будущих студентов привлекает профессия учителя, они видят перед собой такую картину: несчастная женщина, сидящая над кучей бумаг, пытающаяся разобраться в электронных нововведениях, работающая почти без выходных на мизерной зарплате и жалующаяся, что ей приходится проверять домашние работы ночью. Не правда ли, «привлекательная» перспектива? Школа теряет кадры, и так будет продолжаться до того момента, пока педагоги не перестанут работать за троих.

Во-вторых, почему бы не сделать так, чтобы детям хотелось идти школу? Уроки в форме нудных лекций не всем подходят, кроме того, многих бросает в дрожь от мысли, что спросят о том, чего не знаешь. Поэтому хорошо, если учебные материалы будут дополняться чем-то интересным, например, конкурсами или просто сообщениями учеников. Вообще, можно бесконечно обсуждать проблемы школы, но нам бы хотелось, чтобы нас уже, наконец, кто-то услышал и принял меры.

Елена Дмитриева, 17 лет, гимназия № 210:

– Мне не нравится прессинг взрослых по поводу экзаменов. Это не проблема школ, это проблема всей страны. Школьникам давят на мозги, у них начинается стресс, у некоторых даже – проблемы с самочувствием. Разве стране не нужны здоровые люди? Ещё я не понимаю, почему электронные учебники до сих пор не ввели во всех школах. Каждый день мы носим за спиной огромные рюкзаки по восемь килограммов. Да, возможно, на это нужны средства, но сколько приходится тратить денег родителям, чтобы лечить спины детей?

Софья Сердюк, 18 лет, школа № 102:

– Не хватает современной учебной программы и учебных пособий, помогающих её усвоить. Многие преподаватели вынуждены давать материал только в формате лекций, потому что информация в изданиях устарела. Наша система образования подразумевает, что человек должен учиться всему и сразу. Но только этот подход не учитывает индивидуальности. Мне кажется, было бы разумнее первые пять лет учёбы рассказывать об основах разных дисциплин, а после позволить школьнику углублённо изучать те предметы, которые ему интересны. Тогда каждый бы смог грамотно распределять свои силы на учёбу, понимал, что ему нравится, а что нет.

Кстати, в школе стоило бы ввести предметы, которые бы подготавливали ко взрослой жизни. Хорошо, если бы педагоги рассказывали, как оплачивать коммунальные услуги, оформлять паспорт, СНИЛС и другие документы, как получить какую-нибудь справку – все эти задачи рано или поздно сваливаются на голову юного гражданина. Неплохо было бы ввести уроки полового воспитания, они бы помогли подростку понять своё тело и избежать серьёзных проблем, например, заболеваний или нежелательной беременности.

Кристина Ерыкалова, 17 лет, школа № 145:

– Не нравится, что много часов отведено физкультуре и мало предназначено для гуманитарных дисциплин. У нас по три часа физры, где мы просто теряем время, и всего два часа русского и истории. Чтобы освоить программу, мы скачем галопом по Европам. В теории мы должны знать эти дисциплины, но на практике это не так.

Кроме того, в школах очень большие списки литературы, причём не всегда в них входят только программные произведения. Ученики не успевают всё это освоить. Взрослые пытаются развить интерес у детей, заставить их читать больше, но выходит наоборот. Считаю, что обязательной для изучения должна быть только школьная программа. Было бы круто, если бы в старших классах учителя обсуждали с учениками книги, которые те любят читать. Мне этого не хватает.

Константин Бурачек, 18 лет, гимназия № 35:

– В школе очень много предметов, которые не нужны. Например, зачем ученику, обучающемуся на гуманитарном профиле, дополнительно две физики в неделю, где приходится учить кучу непонятных формул, которые, кажется, с реальной жизнью не связаны? Или наоборот, зачем изучать обществознание по учебникам для сдачи ЕГЭ в физтех-классе? Думаю, что нужно сократить непрофильные предметы. У гуманитариев, например, можно было бы ввести такой предмет, как естествознание. Он объединяет физику, химию, но объясняет, как устроен мир, с минимумом формул – просто базовые вещи. А технарям в старших классах хватит только основ (!) права, политологии и экономики.

Хотелось бы, чтобы заграничные программы по обмену студентами стали популярнее. Это же интереснейший опыт и +100 очков к мотивации учиться. Стоит рассказывать школьникам про эти программы, увеличивать их количество, проводить встречи с теми, кто уже получал образование за границей.

  • Опубликовано в №156 от 28.08.2019 
Областная газета Свердловской области