Темы дня

"СверхНовая Эра" побывала на юбилейном фестивале «Волшебное слово» в Москве

Фестиваль "Волшебное слово"

В «Волшебном слове» у «СверхНовой» в этом году был дебют. С фестиваля мы вернулись с чемоданом идей и вдохновения. Фото Юлия Шамро

В прошлые выходные в Москве завершился V фестиваль детской прессы «Волшебное слово», проводимый Союзом предпринимателей печатной индустрии «Гильдия издателей периодической печати» (ГИПП) . Одним из его участников стала «СверхНовая Эра».

В столице встреча проходила впервые. Поводом стала 32-я Международная книжная ярмарка, которая проводилась в сотрудничестве с Болонской ярмаркой детской книги, на ней работал отдельный стенд с детскими СМИ. В прошлые годы издатели газет и журналов собирались на берегу Чёрного моря, во Всероссийском детском центре «Орлёнок». В ГИППе вспоминают, что там ребята начинали читать газеты и журналы, не отходя от стойки, они садились прямо на пол и разгадывали загадки, рассматривали картинки, читали и пересказывали друг другу истории. В этот раз с детской прессой смогли познакомиться и родители. 

Всего в этом году на конкурс «Волшебное слово» заявились более 130 изданий. Вопреки разговорам о том, что детская печатная пресса находится в застое, 115 из них – бумажные. Перефразируем классика: «Если они выходят, значит, это кому-нибудь нужно».

– Я сама в детскую прессу пришла случайно, до этого работала во взрослых изданиях. Когда в 2014 году попала под сокращение, была уверена, что поработаю с детьми, год-два, – вспоминает редактор архангельской газеты «Шаги» Татьяна Евграфова. – Много раз думала: «На этот раз всё, это никому не нужно». Взрослые не поддерживают, дети не сдают тексты. А потом снова победа, большая или маленькая, у ребёнка что-то получается, и решаешь: «Нет, нужно продолжать».

На мой вопрос, не скучно ли ей после серьёзной журналистики возиться со школьниками, удивляется:

– Нет, ничуть.

Большая часть представленных изданий – яркие журналы с картинками, кроссвордами, прибаутками, предназначенные для малышей. Продукции для подростков практически нет, редактор газеты для школьников «Перемена-Пермь» Елена Никулина таким раскладом не удивлена:

– Сейчас подростки находятся в виртуальном мире. Младшим ребятам, особенно когда они только начинают изучать мир, важно ощущать предметы. Поэтому бумажные печатные издания для них – находка, – делится она. – Если ты стоишь в метро – удобнее держать телефон, а если ты сидишь дома, почему бы не взять газету или журнал?

О любви детей и подростков к Интернету на «Волшебном слове» говорили много. Сегодня Сеть предоставляет практически безграничные возможности работы с контентом, но многие издатели оказались к этому не готовы. Жюри «Волшебного слова» подметило: большинство работает по принципу «у нас выходит красивый бумажный журнал и кое-что в Интернете».

– Нет повести печальнее на свете, чем повесть о детях в Интернете, – шутит Александр Коротич, ведущий дизайнер «Первого канала» и преподаватель московской школы № 1298 «Профиль Куркино». – Времена меняются. Именно в Сети должно быть самое главное. Нужно действовать в соответствии с психологической моделью, которой обладает поколение Z, нетерпеливое и практичное. На нынешних школьниках сломается реклама: у них стоит фильтр на информацию – всё, что их не интересует, они отсекают.

Впрочем, глядя на представленные газеты и журналы задаёшься вопросом, а действительно ли всё самое главное в Интернете? Большинство изданий имеют уникальный контент, который не найдёшь в Сети, и создаётся авторами, которые любят то, что делают.

– Интернет бесконечен, туда можно запихивать сколько угодно информации, чтобы выбрать нужную – необходимо приложить усилия, – рассуждает исполнительный директор ГИППа Елена Шитикова. – Для того чтобы извлечь полезную информацию из журнала, нужно просто взять журнал. Бумага ограничена, на ней сконцентрированы знания, которые кто-то отобрал и переработал. На бумагу кладётся только лучшее, это стоит ценить.

Что почитать?

Мы долго думали, стоит ли советовать вам другие газеты и журналы, ведь как-никак – конкуренты, но решили, что хорошим надо делиться :-)

1. «Шаги» www.shagi29.ru

2. «5 углов» 5uglov.ru

3. «Перемена-Пермь» peremena-perm.ru

  • Опубликовано в №166 от 13.09.2019
Областная газета Свердловской области