Больше эмодзи: почему мы используем смайлики

  Ольга МАГАСУМОВА
Эмодзи

Эмодзи могут придать сообщению тысячи смыслов, они помогают представить выражение лица собеседника, отношение к ситуации, интонации. Фото: Галина Соловьёва

19 сентября в мире отмечали День рождения смайлика, пиктограммы, без которой сегодня невозможно представить Интернет. Рассказываем, когда использование эмодзи является правилом хорошего тона, и почему мы расстраиваемся, когда получаем сообщение без них.

В 1982 году профессор Университета Карнеги-Меллона Скотт Фалман предложил использовать в текстах улыбающееся лицо, изображённое тремя символами – двоеточие, дефис и закрывающаяся скобка. И если в начале при помощи пиктограмм обозначали только добродушную улыбку, то в девяностых годах в Японии появился целый язык, в котором вместо слов использовались картинки – эмодзи. Сегодня вы легко подберёте изображение под любую эмоцию. С выходом iPhone X пользователи даже получили возможность создавать пиктограммы, имитирующие мимику.

– При помощи эмодзи можно, например, привлечь внимание миллениалов к развлекательному контенту, – объясняет SMM-специалист Роман Ковязин. – Поколение Z развивалось и росло в новом мире. Визуальная коммуникация является для них доминирующей, а общение в Интернете – важная часть взаимодействия с окружающими. Неудивительно, что они, в отличие от старших, привязаны к выражению своих эмоций и считыванию других через эмодзи.

Этим пользуются крупные бренды. Так, например, KFC через пост в Instagram предлагал подписчикам при помощи смайликов описать их любимую песню. Сбербанк пошёл дальше и разработал собственные стикеры для соцсетей. Используют эмодзи и сами пользователи. Оно и неудивительно, картинок стало так много, что практически на любое действие или настроение можно подобрать пиктограмму.

– Я вставляю эмодзи в посты для того, чтобы передать настроение. С ними текст выглядит живым, настраивает на дружескую атмосферу, главное не переусердствовать со смайликами, – делится Алёна Сорокина, активный пользователь Instagram и студентка УрФУ. – Эмодзи помогают привлечь внимание, использую их, когда хочу, чтобы подписчики обратили внимание на написанное, а не просто оставили лайк.

Но есть и те, кому эмодзи режут глаз.

– Обилие смайлов не привлекает человека к прочтению текста. Представьте, вы заходите в социальную сеть и видите рекламу «Мерседеса», в которой стоят разные эмодзи, улыбки, поднятые большие пальцы… Огромное количество смайликов указывает на ограниченность, которую люди хотят скрыть за эмодзи, – рассуждает Карина Фарманова, которая ведёт свой блог.

Некоторые убеждены, что смайлики портят родную речь излишним упрощением. Кандидат филологических наук и преподаватель УрФУ Лидия Енина считает, что эмодзи не только не представляют опасности для языка, но и выполняют некоторые коммуникативные функции.

– Смайлики упрощают передачу информации. Например, легко в качестве отзыва отправить знак с поднятым пальцем, обозначающий, что всё хорошо, – объясняет она. – Смайлики выполняют и этическую функцию. Например, мы отправляем эмодзи, чтобы показать, что мы прочитали сообщение, которое не требует ответа.

Кстати, мы настолько привыкли использовать при виртуальном общении рожицы, что когда собеседник присылает нам сообщение без смайлика, нам кажется, что он относится к нам негативно.

– Когда мы общаемся с человеком через текстовые мессенджеры, то не можем видеть его мимику, слышать интонацию, следовательно, не можем понять его отношение к нам. Особенно, если не знакомы лично, – рассказывает психолог Светлана Коршунова. – С помощью смайликов человек демонстрирует эмоции, пытаясь показать свою доброжелательность.

Какие эмодзи любят в России?

По данным аналитической компании Noosphere Technologies, которая исследовала более 250 млн сообщений в период с 2016 по 2019 год, жители нашей страны ставят эмодзи в каждом четвёртом сообщении. Самыми популярным стал огонь (использовался почти 3 млн раз), красное сердце (2,8 млн раз) и плачущий от смеха смайлик (1,9 млн раз).

  • Опубликовано в №181 от 04.10.2019

Областная газета Свердловской области