«Вон из класса!»: Может ли учитель выгнать ученика с урока из-за внешнего вида?

  Дана ВАСИЛЬЕВА
парикмахерская. покраска волос

Если вы вдруг решились на радикальную смену имиджа, будьте готовы к тому, что взрослые могут не принять ваш новый образ. Фото: Павел Ворожцов

Недавно в одной из школ Красноярского края разразился скандал: администрация потребовала у четвероклассника изменить причёску man bun, мальчик хотел походить на своего кумира – футболиста Златана Ибрагимовича, а в прошлом учебном году ученицу из Санкт-Петербурга не пустили на линейку из-за синего цвета волос. Это случаи, которые попали в СМИ, на деле подобных историй гораздо больше – внешний вид часто становится темой для дискуссий между ребятами и администрацией школы.

– Меня часто ругают за макияж, говорят, если не перестану краситься, то вызовут к директору, – делится екатеринбуржская девятиклассница Мишель Касоколо. – Я считаю, что внешний вид никак не может повлиять на мою успеваемость. Учителя терпеть не могут, когда мы красим ногти или волосы, уверены, что это может сказаться на учёбе. Подначивают: «Вот ногти ты успела накрасить, а сделать уроки – нет».

Лично нам тоже не очень понятно, как цвет волос, количество дырок в ушках и другие эксперименты с внешностью связаны с успеваемостью. Так может, и не стоит раздувать из мухи слона? Лучше потратить силы на решение других проблем, например, помочь школьникам определиться с профессией или наладить взаимоотношения с одноклассниками.

История с фанатом шведского футболиста закончилась тем, что прокуратура разрешила ему носить ту причёску, которую хочется. В Минпросвещении России также отреагировали на эту историю, там считают недопустимым запрет посещать занятия из-за внешнего вида, но отмечают, что внешний вид ребят должен следовать «общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер». Что в эти нормы входит и какие эксперименты с образом могут позволить себе молодые люди – непонятно.

Юрист Елена Блынских объясняет, что согласно 43-й статьи Конституции, основное общее образование является обязательным, и никто не может лишить школьника права получать его. Есть и обратная сторона медали: по Федеральному закону «Об образовании» школа имеет право разработать и принять документ с требованиями, в том числе и к внешнему виду, которые должны соблюдать все ученики.

– В нашей школе есть устав и каждый ученик должен его соблюдать. Инцидентов, похожих на тот, который случился в Красноярском крае у нас не было – выгонять ученика из-за внешнего вида мы не имеем права, – подтверждает директор школы Марина Изотова. – В подростковом возрасте многим хочется чего-то нового. После летних каникул некоторые из учеников приходят в школу с яркими волосами, пирсингом, иногда с татуировками. В таких случаях я веду разговор с родителями, которые должны доносить до детей школьные правила. Если взрослые разрешают ребёнку ходить в таком виде, то мне и учителям нужно смириться с этим – по закону мы не можем лишать школьника знаний.

Юрист Елена Блынских рассуждает:

– Это больше этический вопрос воспитания и уважения сторон друг к другу. Сейчас одно – сразу же обращаться в государственные органы, в том числе прокуратуру. Но может быть, сначала надо поискать компромисс? Разобраться, безосновательно ли ребёнок был выставлен из класса? И виноват ли учитель? Школа – это проекция общества, в котором мы живём. А оно предполагает умение договариваться. Конечно, если попираются права ребёнка, его необходимо защищать. Для этого можно обратиться и в вышестоящие органы – это районные и областные отделы образования.

С тем, что нужно искать компромисс, соглашается и психолог Марина Энова. Она советует сначала подготовить к смене имиджа родных. Аргументы «за» могут быть простые, объясните взрослым: «Я хочу попробовать что-то новое, для меня это важно». А если вы столкнулись с непониманием в школе, то стоит поговорить об этом с директором. В сложных ситуациях не бойтесь подключать родителей – они ваши официальные представители.

– Подросток будет активно сопротивляться, отстаивать свою позицию. С ним важно и нужно общаться как со взрослым человеком, давать возможность себя проявить и где-то идти поперёк правил, – утверждает психолог. – Конечно, есть школьные нормы, которых следует придерживаться. Но, на мой взгляд, должно быть поле, где подросток мог бы выразить себя, если не в школе, то дома или во время досуга.

  • Опубликовано в №181 от 04.10.2019 
Областная газета Свердловской области