Конституционный суд признал законными взносы "в общий котёл" на капитальный ремонт

Конституционный суд России (КС) сегодня, 12 апреля, признал законными взносы на капитальный ремонт в "общий котёл". Решение Конституционного суда

Ранее группа депутатов Госдумы от КПРФ и "Справедливой России" обратилась в Конституционный суд с заявлением проверить законность уплаты взносов на капремонт. Заявители посчитали, что эти выплаты являются дополнительным и неправомерным налогом.

— По их мнению, первоначальный капитальный ремонт домов с приватизированным жильём должно производить государство. Они обращают внимание на то, что муниципалитету предоставлено право выбрать способ финансирования ремонта без согласия жильцов (если они не приняли такого решения в срок). Авторы запроса считают, что такая возможность нарушает права собственников. Интересам последних, по мнению заявителей, не отвечает и норма об "общем котле", поскольку позволяет оператору произвольно распоряжаться перечисленными средствами, — сообщает пресс-служба суда.

КС рассматривал дело 3 марта, а спустя месяц огласил решение.

Прежде всего, сами взносы, как установил суд, не являются налогом, поскольку эти средства расходуются на определённые цели. Введение взносов на капитальный ремонт не отменяет обязательств государства перед жильцами домов, которые на момент приватизации жилья нуждались в капитальном ремонте.

— Подобные здания должны в первоочередном порядке включаться в соответствующую региональную программу. Для проведения их капитального ремонта из бюджетов всех уровней может оказываться дополнительная финансовая поддержка. Вместе с тем законодателю надлежит конкретизировать порядок исполнения данного обязательства государства, — сообщает пресс-служба КС.

При этом система "общего котла" (внесение жителями взносов за проведение капремонта чужих домов) соответствует Конституции, поскольку она позволяет быстро накапливать средства для ремонта аварийных зданий. Конституционный суд при этом сделал поправки, которые могут послужить страховкой для жильцов:

  1. Граждане могут оспорить в суде очерёдность проведения капитального ремонта;
  2. Если региональный оператор (фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, - прим. ред.) прекратил свою деятельность, то это не освобождает "власти от обязательств перед гражданами";
  3. "Должна быть гарантирована прозрачность реализации региональных программ капитального ремонта".

Как отметил суд, законодатели должны установить механизм, который обеспечит непрерывность исполнения обязательств по капитальному ремонту общего имущества.

Что касается муниципалитета, то, по мнению КС, он имеет право самостоятельно выбрать способ финансирования проведения капремонта — "общий котёл" или специальный счёт, если сами жители не захотели выбирать форму. Это положение, как отметил суд, соответствует Конституции.

— В то же время местные власти обязаны надлежащим образом проинформировать граждан о механизме финансирования капремонта. Если суд установит несоблюдение этого требования, то жильцы вправе досрочно изменить порядок внесения средств в пользу специального счёта (только на ремонт своего дома), — добавили в суде.

Напомним, в декабре 2012 года был принят Федеральный закон, который ввёл для граждан обязательные взносы за капитальный ремонт. Собственникам предложили две формы накопления средств на ремонт дома - "общий котёл" и специальный счёт. Во втором случае жители открывают специальный счёт, копят на нём деньги и тратят их только на ремонт своего многоквартирника.

Весной 2014 года была опубликована и сама программа капремонта. Минимальный размер взноса в 2014 году для свердловчан был утверждён на уровне 6 рублей 10 копеек за квадратный метр. Спустя год тариф вырос до 8 рублей 20 копеек.

Реализация программы капремонта в Свердловской области обернулась массой проблем. В дальнейшем свердловский Госжилнадзор нашёл немало нарушений в домах, в которых был проведён капитальный ремонт.

Наталья Кузнецова

Областная газета Свердловской области