Останки легендарного авиаконструктора, найденные на Урале, перезахоронят в Самаре

орден Ленина

По этому ордену и определили, кто летел на разбившемся в 1942 году под Нижним Тагилом самолёте. Фото: ассоциация Возрождение

Наследники легендарного директора Воронежского авиазавода №18 Матвея Шенкмана просят перенести его останки, найденные на Урале, в Самару. Об этом в соцсетях рассказал депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн.

«Считаю это правильным. Пообещал сегодня инициативной группе оказать максимальное содействие. Память о таких людях должна жить и после их смерти», — заявил Александр Хинштейн.

В другом своём посте Хинштейн напомнил, что под руководством Шенкмана авиазавод эвакуировали из Воронежа в Куйбышев. Впоследствии там было налажено массовое производство штурмовиков Ил-2.

Более подробно историю о находке разбившегося самолёта и останков ранее рассказывала «Областная газета». Так, в 2015 году в районе горы Старик-Камень турист-велосипедист наткнулся на обломки самолёта. На месте крушения воздушного борта были обнаружены два двигателя с номерами, шасси, фрагменты обшивки, гильзы от сигнальной ракетницы, а также инструменты, пуговицы, монеты 1939 года. Тогда удалось установить, что это советский самолёт марки Ли-2.

В мае 2017 года поисковому отряду из Невьянска посчастливилось обнаружить на камне под мхом орден Ленина. По номеру награды было установлено, что он принадлежал Матвею Шенкману. Именно он налаживал производство штурмовиков Ил-2 («летающий танк»).

По данному крушению в Минэкономразвития РФ имеется аварийный акт. Согласно документу, заводской самолёт вылетел из Куйбышева утром 12 мая 1942 года. Последний выход на связь с заводом состоялся над Красноуфимском, где была хорошая погода. Ближе к Нижнему Тагилу она испортилась, самолёт шёл на высоте 700 метров. Борт врезался в гору Шайтан (748 метров). Кроме Шенкмана в самолёте был ещё и заместитель главного инженера Львов, его тело нашли в 50 метрах от обломков самолёта.

Также «Облгазета» приводила небольшой, но очень важный эпизод из жизни Матвея Шенкмана — телеграмму от Сталина. Иосиф Джугашвили был очень недоволен темпами производства штурмовиков (один самолёт в сутки) и отправил телеграмму Шенкману с советом не испытывать терпение Ставки Верховного командования. В свою очередь, Шенкман распорядился распечатать её и выдавать каждому на проходной. Через неделю стали выпускать по три самолёта в сутки.

Областная газета Свердловской области