Темы дня

Фёдор Конюхов возвращается в Россию. "Всё жду, когда комнату поднимет и качнет из стороны в сторону"

Фёдор Конюхов и лодка "АКРОС"

Лодка "АКРОС" отправляется на сервисное обслуживание в Англию, Фёдор и его команда - домой, в Россию. Фото: страница Фёдороа Конюхова в Facebook

19 мая Фёдор Конюхов и его команда вылетели из Аргентины в Россию. Напомним, 9 мая (в Москве уже наступило 10-е) он пересёк финишную черту - долготу чилийского острова Диего-Рамирес - и стал первым человеком в истории, кому удалось совершить одиночный переход на вёсельной лодке через Южный океан от Новой Зеландии до пролива Дрейка. А 12 мая он ступил на твёрдую землю - пришвартовался в яхт-клубе чилийского Ушуая - самого южного города на планете.

Фёдор и команда сразу приступили к подготовке лодки к отправке в Европу. 15 мая её закатили в контейнер для отправки в Англию на сервис. К слову, оказалось, что 154 дня Фёдор путешествовал не в одиночестве - после поднятия лодки с неё срезали сотни мидий - по словам Оскара Конюхова, их было 50 килограммов.

Posted by Виктор Жиленко on Thursday, May 16, 2019

Фёдор среди прочих советов, которые он сформулировал для тех, кто решится повторить его путь, отметил: "Не забудьте хорошо прокрасить днище необрастающей краской, слоёв 6-8, чтобы не привезти к финишу 50 килограммов ракушек".

Лодка "Акрос" отправляется на сервис. Фото: Фёдор Конюхов

 17 мая команда прибыла в Буэнос-Айрес, где прошёл официальный приём и пресс-конференция в посольстве России - посол Дмитрий Феоктистов вручил письмо-поздравление от Президента России и председателя Попечительского совета РГО – Владимира Путина. 18 мая в представительстве Россотрудничества прошла встреча с россиянами, проживающими в Аргентине.

19 мая команда отправляется в Москву.

"После пяти месяцев одиночества я попал в водоворот событий, сотни людей, шум большого города Буэнос-Айреса, но это хорошая тренировка перед прибытием в Москву, где у меня всегда напряжённый график, - рассказывает Фёдор. - Периодически ловлю себя на мысли, что это какие-то временные события и я опять вернусь в океан. Океан держит и не отпускает. Мне всё время кажется, что он шумит где-то, а это шумит кондиционер за окном. Всё жду, когда комнату поднимет и качнёт из стороны в сторону. Береговая жизнь внезапно ворвалась. Всё произошло так быстро, что я до сих пор не могу воспринять, что я на твёрдой земле, живу в гостинице в центре Буэнос-Айреса, гарантированный горячий завтрак с 6 до 10 утра, в номере белые простыни и горячая пресная вода просто так, без усилий, льётся из крана."

Добыть пресную воду в океане - действительно очень непростая задача. В небольшом видео с лодки "АКРОС" Фёдор рассказал, как работает опреснитель в океане. 

"Надо дождаться хорошей погоды, чтобы лодка была на ровном киле, если лодку бросает, опреснитель засасывает воздух и останавливается, - поясняет Конюхов. - Необходимо зарядить аккумуляторы, а это опять – хорошая погода. Дальше потихоньку, со всеми мерами предосторожности, включить опреснитель и постараться за час закачать воды во все свободные ёмкости". 

Фёдор отмечает, что на земле мы многие вещи принимаем как данность, не задумываясь. В океане потеря воды - это катастрофа, если бы опреснитель вышел из строя, Конюхов бы не дошёл. Кстати, "Облгазета" подробно рассказывала, что помогало Конюхову выжить. 

Фёдор уже начал разбирать свои дневники и размышляет над новой книгой.

"Эту книгу будет сложно писать, - признаётся он. - С одной стороны, однообразие Южного океана и погодных условий, с другой стороны – было много времени подумать над своей жизнью и переосмыслить прожитые годы. Когда команда из Москвы прислала прогноз, и там было указано – шторм на 36-40 часов, я понимал – придётся лежать пристёгнутым в каюте и думать, молиться, вспоминать прожитые годы всё это время".

Также Фёдор анализирует, почему переход через Южный океан получился дольше запланированного. По его словам, Южный океан оказался более разнонаправленым и хаотичным - здесь каждое метеорологическое явление живёт своей жизнью.

"Для парусной яхты это не так важно, для неё основной движущей силой является ветер, а в Южном океане его много. Для вёсельной лодки важно всё – ветер, волна, течение, зыбь, ветровая волна, остаточная волна от прошедшего шторма...", - говорит он. 

Фёдор установил сразу несколько рекордов:

Самый возрастной гребец-одиночка – 67 лет, достиг самой южной точки на вёсельной лодке — 56’40 южной широты, самое большое количество дней в Южном океане – 154 дня (предыдущий рекорд принадлежал французу — 59 дней), самое большое пройденное расстояние в «ревущих сороковых» и «неистовых пятидесятых» широтах – 11 525 километров, первый и единственный человек, кто смог пересечь Тихий океан в обоих направлениях (с востока на запад и с запада на восток).

Подробнее - здесь.

Фёдор планирует весь опыт, который он получил на этом этапе, передать своим друзьям и всем тем, кто захочет пройти этим маршрутом: когда сам Конюхов готовился к походу, он также изучал опыт других гребцов.

Мы уже рассказывали, зачем в XXI веке люди пускаются в такие рискованные путешествия. Тогда сын Фёдора и руководитель его экспедиционного штаба Оскар отмечал, что над такими переходами всегда работает команда экспертов, имеющих опыт аналогичных переходов: "В мире есть экспертное сообщество океанских гребцов – это те, кто пересекал океан. Есть Чарли Питчер, который побил один из рекордов Фёдора. Верфь Rannoch Adventure, которая строила Фёдору «Тургояк» для перехода Тихого океана и нынешнюю лодку – принадлежит ему. То есть человек, который побил рекорд Конюхова, сейчас активно ему помогает. Есть Саймон Чок – рекордсмен Книги рекордов Гиннесса. Многократно пересекал Атлантический и Индийский океаны. Он технический консультант экспедиции", - говорил Оскар. 

Нынешний переход Фёдор посвятил пионеру океанской гребли – англичанину Питеру Бёрду, у которого наибольшее количество попыток пересечь Тихий океан в одиночку с запада на восток. В 1996 году он предпринял последнюю попытку пересечь Северный Тихий океан от порта Находка  - родного порта Конюхова - до побережья США. Он погиб в Тихом океане, лодку нашли, а тело Питера – нет. 

Конюхов брал с собой в лодку наручные часы Питера. 

"До встречи в Москве, - пишет Фёдор. - Дай Бог, будем отмечать день Святителя Николая Чудотворца в России".

Сюжет

Фёдор Конюхов: кругосветный переход на вёсельной лодке в Южном полушарии
Фёдор Конюхов в одночку пересекает Южный океан на вёсельной лодке "Акрос". "Областная газета" рассказывает о деталях уникальной экспедиции, публикует дневники Фёдора комментарии его сына, руководителя экспедиционного штаба Оскара Конюхова.

Областная газета Свердловской области
.