Мысли вслух. Евгений Куйвашев про школу

2 сентября 2013, 19:35

Очень хорошо помню своё первое 1 сентября. Я шёл гордый, с гладиолусами оранжевого цвета. Они были чуть меньше меня самого. С ранцем, который тоже был шире моей спины. Конечно, было немного страшно, но я всё равно шёл на первую в жизни линейку. Я казался себе таким взрослым и был ужасно горд. Помню, как много лет спустя вёл сына в первый класс. И тоже очень гордился, что у меня сын — первоклассник.

Это самое чувство гордости, мне кажется, было у каждого из нас в этот день. Я бы даже сказал, что первое сентября — это не просто День знаний. Это день нашей гордости.

Так уж получилось, что в нашем роду всегда было много учителей: бабушка — учила детей в сельской школе. Это когда и русский язык, и математику, и историю, и географию приходилось вести ей одной. Бабушкина сестра — учитель. Сестра моего отца тоже учитель. Кстати, они тоже с особым трепетом относились к первому сентября. С трепетом относились к будущим выпускникам и с интересом смотрели на первоклашек. Все разговоры за семейным столом велись исключительно на эту тему.

Когда мы отдаём детей в школу, по сути, отдаём на воспитание. Знания — они, конечно, прежде всего. Но ведь получается, что начало своей сознательной жизни ребёнок проводит в новой среде. Это ребята, учителя. А это значит, что нужно создать такой климат, чтобы ребёнку и учителю было комфортно. Ведь именно в школе мы начинаем жить, дружить, определяемся с профессией, начинаем любить. Всё-таки атмосфера, которую создают преподаватели в классах и школе — крайне важна.

Есть такой очень жёсткий вопрос, он совсем не риторический, но ответа на него нет: «Чья ошибка страшнее — врача или учителя?». Ошибка врача видна сразу и от неё зависит жизнь человека, ошибка учителя скажется на наших детях через несколько лет, а иногда и через поколение.

Сегодня у нас рынок диктует новые законы. Что-то мы упустили и потеряли, и это надо возвращать. И прежде всего нам надо подумать о наших учителях. Мы должны поднимать их авторитет и статус. Это самое главное звено, может быть, даже во всей нашей жизни, ведь что нашими учителями заложено нам в голову, то и получается. Всё, что происходит в школе, выливается в нашу жизнь.

Не хочу быть голословным. Что мы можем сделать прямо сейчас? Прежде всего, нужно, чтобы директора не боялись переводить школы в автономные учреждения. Грубо говоря, для того чтобы иметь возможность развиваться, надо больше самостоятельности. Хозяйственной самостоятельности. От государственного стандарта образования, конечно, никуда не деться — его необходимо выполнять и выполнять хорошо.

Что предполагает такая автономность? Мы имеем гарантированную оплату государства по стандарту образования, по коммунальным услугам, по зарплате учителям, а то, что школа может сама заработать или сэкономить, она сможет распределить по своему усмотрению.

Главное, не бояться. Снимутся, например, вопросы по дополнительным услугам. Давайте называть вещи своими именами, они всё равно есть. Только оплата идёт по-тихому. Репетиторством, ремонтами классов. А услуга должна быть прозрачной, чтобы и родители, если что не так, могли что-то требовать, и у правоохранительных органов вопросов не было.

Там, где это сделано, условия обучения значительно лучше. Там же, где идёт жёсткое администрирование, получается — поставил директор энергосберегающие лампочки или датчики учёта, то есть сэкономил, не потратил деньги, а всё это забирается обратно в муниципалитет. А если деньги, сэкономленные от правильного хозяйствования, остаются внутри, коллективы могут сами их распределять, будь то материально-техническая база, повышение зарплат, премирование тех, кто этого достоин.

Эти, казалось бы, незначительные элементы управления внесут в жизнь школы своеобразную изюминку идентичности. Каждый ученик и преподаватель почувствует, что может влиять на то, что происходит.

Конечно, необходимо формирование наблюдательных советов — своеобразных представительских органов — туда могут войти по два самых активных родителя от класса или потока. Вот с ними-то директор и сможет согласовывать, куда направлять сэкономленные или полученные от дополнительных услуг деньги: либо ремонтировать санузел, либо рекреацию приводить в порядок. Или лампочки в спортзале заменить на более яркие.

Вроде мелочь — лампочки. Но очень многое начинается с них. И тогда гордость учителей, гордость наших детей, идущих в первый класс, да и наша с вами гордость за них, будут оправданны. И нам не придётся думать о том, насколько опасны учительские ошибки.

И последнее. Ещё я очень хочу, чтобы в школы вернулась форма. Пусть у каждой — будет своя. Пусть проводят конкурсы на лучшую форму. Я был очень удивлён, когда своими глазами на выпускных несколько раз видел парней и девушек в старой школьной форме. Спрашиваю — как это? Они мне отвечают: это сейчас модно.

Автор