Действительно, фундаментальные изменения

Виктор Кокшаров: «Мы постепенно переходим от советского формата  «teaching» к модели «learning». Фото: Влад Булатов / 66.ru

Виктор Кокшаров: «Мы постепенно переходим от советского формата «teaching» к модели «learning». Фото: Влад Булатов / 66.ru

В воскресенье у памятника основателям Екатеринбурга несколько человек устроили пикет. Журналистам они сообщили о сотнях увольнений в крупнейшем вузе Урала. Благодаря скандальному поводу в начале недели Уральский федеральный университет оказался на первых страницах газет и в главных темах информационных агентств. Во вторничном номере «ОГ»рассказала о возникшей ситуации, но без комментариев руководителя вуза, который в тот момент находился в Москве. Сегодня мы восполняем этот пробел. Наш собеседник — ректор УрФУ Виктор Кокшаров.

 

— Виктор Анатольевич, прежде всего я хотел бы получить от Вас гарантии того, что «бунтовщики» будут работать в университете дальше и через несколько лет смогут лично оценить последствия Ваших реформ.

— На митинге было человек десять. В основном молодые ребята. В университете воспитывается критическое мышление. Мы не увольняем за политическую и общественную позицию. Как работали, так и будут работать, если захотят.

 

— Почему никто из ректората не пришёл к пикетчикам, чтобы пожать активистам руки и выразить благодарность за их неравнодушную позицию?

— С активистами раньше мы уже встречались, но с ними сложно вести конструктивный диалог. Кстати, они всё равно вышли бы — это ведь была акция альтернативных профсоюзов в нескольких городах.

 

— Подтверждаю. Перед нашей встречей я ознакомился с информацией на сайте организации, которую представляли митингующие. Там указаны десять городов проведения акции. Требования общего характера — соблюдать действующее законодательство.

— Ну, что касается законодательства, то у нас с этим предельно строго. Действуем в соответствии с Трудовым кодексом и другими федеральными нормативными актами. Тем не менее признаю, что мы, видимо, недостаточно разъясняем широким массам свою позицию и планы по развитию университета. Отсюда и путаница в головах, и тревога за будущее, и резонанс в прессе.

 

— Мы для этого и встретились, чтобы внести ясность в ситуацию. И всё же, дыма без огня не бывает. Митингующие говорили о сокращении более семи сотен сотрудников.

— Во-первых, речь идёт не о людях, а о ставках. Будет сокращено 695,7 ставки профессорско-преподавательского состава (ППС). Кстати, институт, где в основном работают участники митинга, это сокращение заденет менее других, так как у них оптимизация прошла раньше, и тогда никто пикетов не устраивал — это рабочий процесс. Согласно распоряжению правительства России, нам надо в этом году довести соотношение студентов к одному преподавателю до показателя 10,7. Сегодня он равен всего лишь 9. И обратите внимание: до конца 2015-го количество ставок именно научных сотрудников будет увеличено в УрФУ на 40 процентов, а до 2020 года — на 350.

Во-вторых, часть ставок будет оптимизирована за счёт увеличения доли самостоятельной работы студентов. Это значит, что преподавателю не надо будет каждую неделю по расписанию приходить в аудиторию — он будет назначать в течение семестра несколько контрольных точек и проверять, как идёт освоение темы, разработка проекта. Плюс не будем забывать и про активное развитие дистанционных и электронных форм образования.

В-третьих, той части преподавателей, которая по разным причинам не занимается исследованиями и научной деятельностью, будут введены другие ставки: преподавателей-тренеров (например, по физкультуре), преподавателей-лекторов, профессоров-консультантов. При этом они сохранят свои доходы по окладам и почасовую оплату за занятия и лекции.

 

— Для чего это делается? Какова конечная цель?

— Мы являемся федеральным университетом. Чтобы соответствовать этому статусу и развиваться, мы должны постоянно улучшать качество подготовки студентов. Форм контроля существует множество, но не только они определяют качество образования. Мы должны стать частью глобальной системы научных знаний и исследований, использовать самые современные разработки. Как этого добиться? Нужно, чтобы преподаватели были включены в мировой научный процесс, следили за всеми изменениями. Только тогда они смогут передать самые актуальные знания студентам и, в свою очередь, включить их в процесс совместного творчества.

  

Комментарии

Татьяна Чегодаева, заместитель председателя профкома УрФУ:

— Все перемены в вузе соответствуют той дорожной карте, которую мы подписали. Профком настаивает на полной открытости руководства вуза перед сотрудниками. Здесь нельзя допускать никаких недоговорённостей и слухов: надо давать полный ответ на вопросы сотрудников. 10 июня одновременно с заседанием Учёного и Наблюдательного советов мы проводим конференцию трудового коллектива, ожидаем на ней 600 человек, надеемся, что на ней будут присутствовать делегаты от руководства вуза. Главное: мы добились того, что перемены будут происходить в соответствии с законодательством РФ. Не желает человек увольняться или переходить на часть ставки — он имеет на это право, и надо идти ему навстречу. По коллективному договору, человек, проработавший в вузе более 30 лет, может при уходе на пенсию получить четыре должностных оклада, уволиться, а затем вернуться на преподавание с меньшей нагрузкой. Никто не будет ему в этом препятствовать. Возможно увольнение и по сокращению штатов с выплатой выходного пособия. Права преподавателей будут защищены.

 

Аслан Кагиев, председатель студенческого профкома УрФУ:

— Преподаватели должны соответствовать высокому уровню федерального университета и способствовать повышению качества образования. Ничего неожиданного в грядущих сокращениях нет — всё происходит в рамках дорожной карты развития УрФУ. Все знали, что университет вскоре вынужден будет попрощаться с теми преподавателями, кто не смог себя зарекомендовать. С каждым годом УрФУ повышает требования к студентам, повышает проходной балл ЕГЭ, и точно такой же критерий к отбору логично использовать в отношении тех, кто учит студентов. Считаю, что перемены будут способствовать повышению качества образования в УрФУ.

 

— Прошу прощения, разве нельзя достичь этой цели путём заключения временных трудовых договоров с преподавателями, как это делается во всём мире? Они будут вынуждены периодически подтверждать свою квалификацию и выполнять взятые на себя обязательства.

— У нас и сейчас уже действуют временные трудовые договоры, эффективные контракты, но это не отменяет необходимости внедрения иных форм стимулирования педагогических работников для повышения их профессионального уровня.

Оплата профессорско-преподавательского состава сейчас дифференцирована. Одна её часть образуется за счёт выполнения государственного задания по обучению студентов. Она зависит от должности, научного звания, а также количества часов лекций и занятий с учащимися.

Другая часть дохода педагогов — исследовательская. Мы стимулируем публикации в серьёзных научных изданиях (российских и зарубежных), индексируемых в международных базах цитирования Web of Science и Scopus. Стимулирование распространяется на всех сотрудников УрФУ, независимо от доли занимаемой ими ставки. За солидную научную статью автор или коллектив авторов может получить премию от университета до 400 тысяч рублей. Только в этом году мы планируем выплатить учёным порядка 150 миллионов рублей.

 

— Финансирование ведётся из тех средств, которые УрФУ получает по программе повышения глобальной конкурентоспособности российских вузов «5–100»?

— В том числе. До этого действовала Программа развития УрФУ. Кроме стимулирования за публикации, существуют внутренние гранты, а также поддерживается участие в федеральных и международных программах научных исследований. По заявкам институтов, входящих в состав УрФУ, мы бесплатно обучаем преподавателей английскому языку до получения ими соответствующих международных сертификатов. Без этого сегодня им в мировую науку не пробиться. На базе лабораторий и кафедр создали уже 73 научных центра, которые ведут разработки по заказам промышленности и занимаются исследованиями в составе смешанных научных групп.

 

— Учитывая убеждённость, с которой Вы об этом рассказываете, прошу ещё раз пояснить: вы всё-таки собираетесь бороться за статус «Национального исследовательского университета»?

— Ещё раз повторю, у нас уже есть статус федерального университета, прописанный в законе. Мы должны стать исследовательским университетом не по формальным признакам, а по сути. А это предполагает значительное увеличение роли науки в вузе, что и влечёт за собой серьёзные изменения в работе профессорско-преподавательского состава. И это вовсе не означает, что преподаватели перестанут читать лекции, а будут только сидеть в лабораториях. Учебный процесс никуда не денется. Но мы постепенно переходим от советского формата «teaching», когда преподаватель учит, а потом контролирует, как студент усвоил материал, к модели «learning», когда получение знаний становится непрерывным процессом, процессом открытий, потребностью для студента.

Кстати, всё это отражено в Программе развития УрФУ и в дорожной карте, которые опубликованы на сайте университета. Там всё расписано до 2020 года. Мы даже завели форум (http://ppkforum.urfu.ru), где все сотрудники и не только они могут высказываться по всем пунктам программы, предлагать, критиковать, спорить. Однако, как видим, этого недостаточно. Значит, будем объяснять, встречаться, искать иные формы информирования всей заинтересованной аудитории о нашей деятельности и планах.

 

— Получается, что свою часть работы по информированию мы сейчас сделали. В УрФУ действительно происходят фундаментальные изменения. В конце концов, людям самим решать, куда идти — на митинг или в лабораторию.

— Согласен.

Областная газета Свердловской области