Наш ответ на угрозы и вызовы

Владимир Путин (справа) с итальянскими журналистами Паоло Валентино (слева)  и Лучано Фонтана. Фото: РИА «Новости»

Владимир Путин (справа) с итальянскими журналистами Паоло Валентино (слева) и Лучано Фонтана. Фото: РИА «Новости»

Сегодня Президент России Владимир Путин начинает двухдневный визит в Италию. А 6 июня в Москве он дал большое интервью итальянской газете «Корриере делла Сера», в котором изложил своё видение причин нынешнего охлаждения отношений между Россией и странами Евросоюза, а также путей выхода из кризиса на Украине.

Кого пугает евразийская интеграция?

Россия, по словам Владимира Путина, всегда предлагала Европе серьёзные взаимовыгодные отношения, но та в ответ «старалась строить с нами отношения на материальной основе, причём исключительно в свою пользу». Об этом свидетельствуют и «третий энергетический пакет», и недопуск российских товаров в области атомной энергетики на европейский рынок, и нежелание сотрудничать с интеграционными объединениями на постсоветском пространстве, такими как Евразийский экономический союз.

— Потому что когда страны Европы интегрируются, это нормально, а если мы на постсоветском пространстве делаем то же самое — пытаются это объяснить стремлением России к воссозданию какой-то империи. Почему такие подходы, не понимаю, — подчеркнул Президент России.

Наша страна, по его словам, совсем не возражала против подписания Украиной соглашения с Евросоюзом, а лишь хотела принять участие в выработке окончательных решений. Ведь как член зоны свободной торговли СНГ Украина имеет определённые обязательства по отношению к другим членам Содружества. Но западные партнёры поддержали госпереворот в Киеве под лозунгами немедленного подписания соглашения с ЕС и отказа от любых шагов к евразийской интеграции.

Реализация соглашения с ЕС всё равно была отложена до 2016 года, но антиконституционный переворот дал старт развалу экономики и социальной сферы Украины, разрыву экономических связей с Россией, а самое страшное — привёл страну к гражданской войне.

Минские соглашения — единственный путь к миру на Донбассе

В Киеве 6 июня обнародовали данные о потерях за год «антитеррористической операции» (АТО) на Донбассе. Официально погибшими числятся 1723 военнослужащих. В это число не включены многие сотни пропавших без вести, а также десятки погибших в посёлке Марьинка, где каратели предприняли 3 июня очередную неудачную военную авантюру по выдавливанию ополченцев с занимаемых позиций.

Но украинские лидеры, кажется, готовы воевать до последнего солдата. Выступая в пятницу в Верховной раде, президент Пётр Порошенко сообщил, что сейчас в АТО задействованы 50 тысяч силовиков, а к 2016 году численность украинской армии будет доведена до 250 тысяч человек. Тем самым украинский лидер ещё раз подтвердил свою приверженность военному пути разрешения конфликта.

Между тем Президент России в беседе с итальянскими газетчиками «самым правильным» и «на сегодняшний день единственным выверенным путём» к прекращению кровопролития на юго-востоке Украины назвал минские соглашения, благодаря которым пока удаётся удерживать противостоящие стороны от крупномасштабных боевых действий. Он отметил важность выполнения и политической части договорённостей, от чего Киев упорно отказывается.

А ведь лидеры самопровозглашённых республик уже публично заявили, что при исполнении минских договорённостей они готовы рассмотреть возможность считать Донбасс частью украинского государства. «Эта позиция должна быть воспринята как хорошее предварительное условие для начала серьёзных переговоров», — отметил Владимир Путин.

Разоружаться в одностороннем порядке не будем

Президент России опроверг утверждение, будто наша страна говорит с Западом «в конфликтном тоне». Он напомнил, что совокупные военные расходы стран НАТО в 10 раз больше, чем военные расходы РФ. Что у России практически нет военных баз за границей, в то время как американские развёрнуты по всему миру. Что в начале 1990-х годов Россия прекратила дальние полёты стратегической авиации, «а наши американские друзья продолжали летать вдоль наших границ». Что американские подлодки продолжали дежурить у наших берегов. Ну и, наконец, что США в одностороннем порядке вышли из Договора по противоракетной обороне, а предложение России строить совместную истему ПРО отвергли.

— Всё, что мы делаем, — это просто ответ на угрозы, которые возникают в наш адрес, — подчеркнул Владимир Путин. — Или кто-то ожидал, что мы в одностороннем порядке будем разоружаться?

По словам Президента РФ, в некоторых государствах просто спекулируют на страхах в отношении России, «хотят играть роль таких стран, которым за это нужно чем-то дополнительно помогать: или в военном плане, или в экономическом, финансовом, каком угодно другом». А Соединённым Штатам, чтобы сохранить своё лидерство в атлантическом сообществе, нужен обязательно внешний враг. «Ирана явно недостаточно — не та угроза, не очень страшно. Кем пугать? Откуда ни возьмись кризис на Украине, — констатировал Президент России. — Может быть, это специально сделано, я не знаю. Но не мы это делаем».

Изолировать Россию не получится

А в германской Баварии начался саммит «большой семёрки». Ещё в 2013 году «семёрка» была «восьмёркой», но вот уже второй год подряд мероприятие проходит без участия России. Хотя разговорам именно о России на саммите уделяется очень много внимания. Ведь в конце июня Евросоюзу предстоит решать вопрос о продлении либо отмене антироссийских санкций, а США хотят добиться их ужесточения.

В Вашингтоне официально признают, что страны Европы в гораздо большей степени, чем США, страдают от торговых ограничений с нашей страной, тем не менее американцы продолжают подталкивать ЕС к эскалации напряжённости в отношениях с Россией. Об этом, в частности, заявил на полях саммита «семёрки» пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест. Подтвердив, что его страна настаивает на ужесточении антироссийских санкций, он уклонился от ответа на вопрос, окажут ли США помощь пострадавшим от такой политики союзникам.

Впрочем, и изоляция России, о которой так любят говорить в Вашингтоне, остаётся несбыточной мечтой американских политиков. Так, после поступивших из Македонии и Сербии сообщений о возможных препятствиях в прокладке через эти страны газопровода «Турецкий поток» о желании проложить его по своей территории заговорили в Греции и Италии. А после завершения прошедших в Средиземном море российско-китайских манёвров «Морское взаимодействие-2015» появилось сообщение о начавшемся 6 июня совместном учении военных кораблей России и Египта «Мост дружбы-2015».

Кстати, в Каире недавно прошла бизнес-миссия «Торгово-промышленный диалог: Россия — Египет». В мероприятии принял участие генеральный директор корпорации «УВЗ» Олег Сиенко. По возвращении он рассказал о развивающемся сотрудничестве УВЗ с египетскими партнёрами в производстве подвижного состава, дорожно-строительной техники и нефтегазового оборудования.

Областная газета Свердловской области