«Ключевой задачей считаю...»

Евгений Куйвашев: «Одна из самых актуальных задач — обеспечить в регионе рост уровня средней заработной платы». Фото: Станислав Савин

Евгений Куйвашев: «Одна из самых актуальных задач — обеспечить в регионе рост уровня средней заработной платы». Фото: Станислав Савин

Уважаемые депутаты!

В соответствии с федеральным законодательством и Уставом Свердловской области представляю вам отчёт о деятельности правительства Свердловской области в 2014 году, в том числе и ответы на предварительно заданные вопросы.

В своём выступлении хочу остановиться на ключевых направлениях работы правительства области в 2014 году. Одновременно кратко выскажусь и по тем темам, которые содержались в ваших вопросах.

  

Уважаемые коллеги!

2014 год во всех отношениях был очень непростым и ответственным. Новые экономические реалии требовали адекватного и оперативного реагирования, мобилизации ресурсов для решения ключевых задач.

Главная из них — исполнение «майских Указов» Президента Российской Федерации, укрепление экономических основ социального развития региона, повышение качества жизни уральцев.

Считаю, что в целом с этой работой правительство области в 2014 году справилось успешно.

В регионе сохранилась стабильная ситуация в экономике, выполнены социальные программы, смягчены последствия изменившихся внешнеэкономических обстоятельств.

В 2014 году в экономике области по большинству ключевых макроэкономических параметров, несмотря на серьёзные экономические проблемы, стоявшие не только перед Свердловской областью, но и перед всей страной, продолжилась положительная динамика.

По итогам года объём валового регионального продукта составил 1 триллион 700 миллиардов рублей, что на 0,8 процента больше, чем в 2013 году. Индекс промышленного производства по полному кругу организаций также вырос на 0,8 процента.

Успешно сработал агропромышленный комплекс. Объём продукции сельского хозяйства составил 65,9 миллиарда рублей или 100,3 процента к уровню 2013 года. В натуральном выражении производство пищевых продуктов увеличилось более чем на 4 процента, а объём отгруженной продукции — на 22,1 процента.

Отличные показатели достигнуты в жилищном строительстве. В прошлом году в эксплуатацию сдано 2 миллиона 424 тысячи квадратных метров жилья, что в 1,4 раза больше, чем годом ранее. И уже могу сообщить, что по данным за 5 месяцев 2015 года, сданы 1 миллион 68 тысяч квадратных метров жилья, что составляет 50 процентов от плана. Я благодарю и вас за своевременно принятые решения по земельному законодательству, что позволило добиться таких хороших результатов.

Несмотря на неустойчивую конъюнктуру внешних рынков, объём инвестиций в основной капитал превысил 370 миллиардов рублей, показав рост на 2,9 процента к уровню 2013 года.

Положительная динамика по основным социально-экономическим показателям сохраняется и в текущем, 2015 году.

Мы приняли дополнительные меры для адаптации предприятий Свердловской области к работе в новых экономических условиях. Активно включилась в работу образованная мною Комиссия по содействию в обеспечении устойчивой деятельности хозяйствующих субъектов. Нашим предприятиям была оказана поддержка в кредитовании, в наращивании объёмов внутрироссийского сотрудничества, в межрегиональной кооперации.

В итоге не было допущено сбоев в работе хозяйственного комплекса региона и в исполнении социальных обязательств, стабильная ситуация сохраняется на рынке труда.

В I квартале 2015 года Свердловская область вышла на четвёртое место в России по вводу жилья, на пятое место — по объёму отгруженной промышленной продукции. Сохраняются высокие позиции в оптовой и розничной торговле, платных услугах населению, сельском хозяйстве.

Эти показатели наглядно демонстрируют устойчивость экономики региона, наличие необходимого потенциала для реализации программ, направленных на повышение качества жизни уральцев.

 

Уважаемые коллеги!

Основой экономического и социального роста региона является промышленная политика.

В 2014 году в работе правительства сделан акцент на поддержку реального сектора экономики, решение кадровых задач, продвижение программ импортозамещения.

Для поддержки промышленных предприятий из областного бюджета выделено более двухсот пятидесяти семи миллионов рублей.

На территории региона реализован ряд крупных промышленных проектов. В том числе: современный прокатный комплекс на Каменск-Уральском металлургическом заводе, шахта «Черёмуховская-Глубокая» в Североуральске, запуск в серийное производство на предприятии «Уральские локомотивы» первого российского электропоезда «Ласточка», реконструкция трубного производства на Северском трубном заводе и другие.

Комплексная программа «Уральская инженерная школа», разработанная и утверждённая в 2014 году, была поддержана Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Сегодня это ключевая кадровая платформа новой индустриализации уральской промышленности.

На финансирование программы «Уральская инженерная школа» в текущем году уже выделено порядка двухсот миллионов рублей.

В 2014 году поддержку получили новые «точки роста» региональной экономики. В том числе первый транш федерального софинансирования — более шестисот пятидесяти миллионов рублей — получила особая экономическая зона «Титановая долина».

Также в декабре 2014 года в Екатеринбурге при участии федерального финансирования был построен технопарк «Университетский».

Резиденты Новоуральского технопарка биотехнологий произвели продукции почти на один миллиард рублей.

В июле 2014 года правительством Свердловской области была утверждена Программа модернизации и создания новых рабочих мест, рассчитанная до 2020 года. К этому времени в регионе должно быть модернизировано 400 тысяч рабочих мест и создано 300 тысяч новых. Работа по этому направлению идёт в штатном режиме.

Складывающиеся экономические реалии потребовали активизировать работу по импортозамещению, которое стало одним из приоритетных направлений региональной промышленной политики.

В конце 2014 года была разработана и утверждена специальная подпрограмма «Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Свердловской области».

Стабильное развитие агропромышленного комплекса и обеспечение жителей сельскохозяйственной продукцией собственного производства является одним из важнейших направлений работы региональной власти.

В 2014 году в рамках программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года» на государственную поддержку отрасли из средств областного бюджета было выделено около трёх с половиной миллиардов рублей.

В 2014 году было существенно увеличено производство молока — на 39 тысяч тонн. В результате, по итогам 2014 года Свердловская область поделила второе — третье места среди регионов по приросту молока, седьмое место по его валовому производству и одиннадцатое место по продуктивности дойного стада. И эти рейтинги — далеко не предел наших возможностей.

Считаю, что для опережающего развития аграрного сектора сейчас необходимо сосредоточиться на вопросах комплексного развития сельских территорий и повышении качества жизни сельчан. Эти задачи решает программа «Уральская деревня», на реализацию которой в 2014 году из средств областного и федерального бюджетов было направлено около восьми миллиардов рублей.

В 2014 году одним из приоритетов работы областного правительства было развитие инфраструктуры. Было построено около тридцати километров новых дорог, свыше ста шестидесяти километров отремонтировано.

В энергетике велась реализация семидесяти четырёх инвестиционных программ на общую сумму свыше четырнадцати миллиардов рублей.

Среди знаковых проектов следует отметить пусконаладочные работы на крупнейшем в мире энергоблоке №4 БН-800 Белоярской АЭС, строительство новых блоков на Верхнетагильской ГРЭС, Нижне-Туринской ГРЭС и Серовской ГРЭС, строительство ТЭЦ «Академическая» в Екатеринбурге и ряд других. Объём капитальных вложений по этим объектам оценивается в 310 миллиардов рублей.

По итогам 2014 года введено в эксплуатацию 505 километров газопроводов и газовых сетей. В сельских населённых пунктах построено 148 километров распределительных газовых сетей.

В 2014 году была продолжена реализация пилотных проектов по модернизации систем теплоснабжения десяти городских округов. Из средств областного бюджета на эти цели выделено более 700 миллионов рублей. Результатом этой работы стало снижение количества технологических нарушений в сетях. В течение отопительного сезона 2014–2015 годов их число по сравнению с предыдущим отопительным сезоном снизилось почти на 40 процентов.

Дальнейшее развитие реального сектора экономики самым непосредственным образом связано с ростом инвестиций, эффективной и долговременной инвестиционной политикой и улучшением делового климата.

В прошлом году мы значительно продвинулись в этом направлении.

Одновременно настало время перемещения акцента на местный уровень, улучшение инвестиционного климата в территориях, дальнейшее снижение административных барьеров и сроков прохождения разрешительных процедур.

В этой связи большое значение имеет развитие сети многофункциональных центров, продвижение их услуг в самые отдалённые населённые пункты. В течение 2014 года было открыто 32 новых филиала многофункциональных центров. Всего сегодня действует 66 филиалов на 639 универсальных окон. В планах на 2015 год — увеличить количество филиалов многофункциональных центров до 82 единиц и завершить создание сети.

Высокую оценку на федеральном уровне получили наши усилия по оптимизации сроков технологических присоединений. В 2014 году более трёх с половиной тысяч объектов были подключены к сетям по упрощённому порядку.

Важным механизмом привлечения инвестиций является выставка «Иннопром», признанная главной промышленной выставкой Российской Федерации. Повышается эффективность Иннопрома, и мы это видим на конкретных примерах. Практически все знаковые инвестиционные проекты региона были представлены на Иннопроме, крупные соглашения также все были подписаны на этой выставочной площадке.

Так, новый прокатный стан на Каменск-Уральском металлургическом заводе, который был пущен в 2014 году, появился на свет благодаря соглашению, подписанному на Иннопроме в 2012 году.

В 2013 году на Иннопроме заключено соглашение по крупному проекту в лесной отрасли, реализация которого идёт сегодня в Верхней Синячихе.

В 2015 году на 6-й промышленной выставке «Иннопром» страной-партнёром будет Китайская Народная Республика. Уверен, что это знаковое событие станет дополнительным стимулом экономического развития региона.

 

Уважаемые депутаты!

Свердловская область сохраняет высокую привлекательность для международных партнёров.

В 2014 году внешнеторговый оборот Свердловской области с иностранными государствами составил 11 миллиардов 800 миллионов долларов США, увеличившись почти на 7 процентов к уровню 2013 года.

Экспорт составил 8,2 миллиарда долларов США, импорт — 3,6 миллиарда долларов США. При этом отмечен существенный рост экспорта машиностроительной продукции в страны ближнего зарубежья.

По ключевым показателям развития малого и среднего предпринимательства Свердловская область также входит в число российских лидеров.

В 2014 году общее количество субъектов малого и среднего бизнеса составило без малого 190 тысяч единиц. В этой сфере занято почти 620 тысяч человек, годовой оборот — около шестисот миллиардов рублей.

Объём государственной поддержки сектора в 2014 году в сравнении с предыдущим годом вырос более чем на 14 процентов, превысив 1 миллиард рублей.

Активно развивается в регионе отрасль внутреннего туризма. Инвестиции в эту сферу в 2014 году увеличились на 14 процентов к уровню 2013 года и составили 859 миллионов рублей. Поток туристов вырос почти на 10 процентов и достиг полутора миллионов человек.

 

Уважаемые депутаты!

Всё, о чём я говорил — промышленная политика, инвестиции, рост бизнеса, улучшение делового климата — всё это ключ к решению нашей главной, целеполагающей задачи — сбережению населения, повышению качества жизни людей. Решение этих задач — главная цель комплексной программы «Новое качество жизни уральцев».

Прошло не так много времени, и вы, конечно, помните, что в 2013 году, когда начала разрабатываться концепция этой программы, Свердловская область находилась на девятнадцатом месте среди регионов России по индексу качества жизни. По итогам 2014 года мы поднялись сразу на девять позиций. Сейчас мы на десятом месте.

Третий год подряд сохраняется естественный прирост населения, который в 2014 году составил 2 428 человек. Растёт интегральный показатель ожидаемой продолжительности жизни, приблизившись к отметке в 69 лет.

В области созданы все предпосылки, чтобы до конца 2015 года полностью решить проблему дефицита мест в детских дошкольных учреждениях для детей 3–7 лет. Замечу, что по итогам 2014 года в 36 муниципальных образованиях такая очередь практически отсутствует.

С хорошей динамикой идёт ликвидация аварийного жилья. В течение прошлого года почти 5 тысяч человек получили новое жильё по региональной и государственной программам. Было введено в эксплуатацию более шестидесяти многоквартирных домов.

Одним из приоритетных направлений деятельности правительства является социальная поддержка семьи, детства, граждан пожилого возраста.

Из областного бюджета выделяются значительные средства на организацию детского отдыха, профилактику детской и подростковой безнадзорности, сокращение социального сиротства, помощь многодетным и малообеспеченным семьям.

В 2014 году проводилась активная работа по поддержке граждан пожилого возраста. Была разработана комплексная программа «Старшее поколение» на 2014–2018 годы», мероприятия которой реализуются сегодня из средств областного бюджета, на что предусмотрено более семисот двенадцати миллионов рублей.

Важнейшей задачей является формирование доступной среды для граждан с ограниченными возможностями здоровья. В 2014 году была утверждена региональная комплексная программа «Доступная среда» на 2014–2015 годы», общий объём финансирования которой превышает триста восемьдесят шесть миллионов рублей.

Несомненные позитивные перемены происходят в сфере здравоохранения. В 2014 году в Екатеринбурге было завершено строительство комплекса зданий Противотуберкулёзного диспансера, открыт территориальный центр медицины катастроф, в Североуральске пущен в строй первый комплекс Центральной городской больницы.

В семидесяти двух областных учреждениях здравоохранения проведены ремонтные работы на сумму свыше пятисот сорока миллионов рублей. Более двадцати пяти миллионов рублей выделено на укрепление материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов.

Кроме того, в области появился целый ряд объектов здравоохранения, построенных с участием частных инвесторов. Это госпиталь восстановительных инновационных технологий в Нижнем Тагиле, детская поликлиника в районе Академический в Екатеринбурге и ряд других.

Однако высокие показатели социального развития — это не повод расслабляться.

Надо очень внимательно и аккуратно проводить оптимизацию лечебных учреждений, повсеместно добиваться повышения доступности и качества медицинских услуг, соблюдения стандартов оказания медицинской помощи на всей территории региона.

Сегодня в репродуктивный возраст вступает поколение 90-х годов, а это значит, что нас объективно ждёт демографический спад. Но в наших силах сделать его минимальным. И это одна из ключевых целей разрабатываемой сегодня комплексной программы «Здоровье уральцев».

К 1 июля текущего года эта программа должна быть утверждена правительством Свердловской области.

Рассчитываю, что свой вклад в развитие регионального здравоохранения внесёт профессиональная общественность, объединяющим центром которой является Медицинская палата Свердловской области.

Когда мы говорим о здравоохранении, нельзя не остановиться на очень злободневном сегодня вопросе цен на лекарства.

Сложившаяся ситуация оценивается как стабильная, перебоев с поставками лекарств и их наличием в аптеках Свердловской области не зафиксировано. В настоящее время у нас создан стратегический резерв лекарственных препаратов на три месяца, осуществляется мониторинг цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. Мы внимательно следим за ситуацией на лекарственном рынке и в случае негативных сигналов разбираемся детально по каждому случаю, рассматривая всю цепочку — от производителя и поставщика до продавца.

 

Уважаемые коллеги!

Одна из самых актуальных задач — обеспечить в регионе рост уровня средней заработной платы.

В бюджетном секторе нам удалось решить этот вопрос и повысить заработную плату до параметров, заданных «майскими Указами» Президента. Но этого всё же недостаточно для того, чтобы размер средней заработной платы в Свердловской области сравнялся со среднероссийским уровнем.

В индустриальном регионе, каким является Свердловская область, добиться заметного роста заработной платы можно только одним способом — существенно повышая производительность труда во всех отраслях экономики. Считаю это главной задачей собственников директорского корпуса предприятий, органов власти всех уровней. Создание оптимальных условий для этого — задача правительства Свердловской области.

 

Уважаемые коллеги!

Прошедший год можно считать удачным для развития физической культуры и спорта.

За 2014 год численность уральцев, занимающихся спортом и физической культурой, выросла на 120 тысяч человек.

Сегодня у нас более одного миллиона ста пятидесяти тысяч спортсменов и физкультурников. Уверенно набирает популярность сдача нормативов ГТО — в 2014 году свыше семидесяти процентов школьников, студентов техникумов и колледжей участвовали в сдаче нормативов.

В 2014 году построены и реконструированы шесть физкультурно-оздоровительных комплексов, пять из которых включают плавательные бассейны, и один в Екатеринбурге — ледовую арену.

Конечно, массовому росту интереса к физкультуре и спорту способствовали великолепные результаты российской сборной на Олимпийских и Паралимпийских играх в Сочи. Высоких результатов достигли уральские спортсмены, завоевав 20 медалей различного достоинства, 10 из которых золотые.

Вместе с тем, у нас не хватает крытых бассейнов, многофункциональных спортивных залов, стадионов и кортов. Здесь есть над чем работать, и правительство области знает об этих задачах.

2014 год был объявлен в России Годом культуры. В Свердловской области приняты меры по росту заработной платы работников культуры, повышению престижа творческих профессий, улучшению материально-технической базы отрасли.

Так, новое здание получил «Коляда-театр», отремонтировано здание Свердловской библиотеки для детей и юношества, существенно повышен уровень информатизации библиотек.

Считаю это хорошим заделом для успешного проведения Года литературы, которым объявлен текущий, 2015 год.

Важным направлением общественного развития является молодёжная политика и вопросы патриотического воспитания.

В год 70-летия Победы эта тема приобретает особую значимость.

В 2014 году правительством Свердловской области впервые в истории региона была разработана и утверждена Стратегия патриотического воспитания граждан. Реализуется комплексная программа патриотического воспитания граждан, рассчитанная до 2020 года.

Работа эта кропотливая и очень тонкая, не терпящая шаблонов и стандартов, требующая творчества, новаторства, в том числе использования возможностей интернет-технологий, что особо актуально для нашей молодёжи.

 

Уважаемые депутаты Законодательного собрания Свердловской области!

Достигнутые в 2014 году социально-экономические результаты основаны на сбалансированной бюджетной политике.

Доходы консолидированного бюджета Свердловской области (с учётом безвозмездных поступлений) за 2014 год составили 210 миллиардов 700 миллионов рублей, что на 2,1 процента выше уровня 2013 года.

В 2014 году почти семьдесят процентов бюджетных расходов было направлено на финансирование социальной сферы. В результате мы выполнили все гарантированные государством социальные обязательства.

Социальная направленность бюджета, как главный приоритет нашей бюджетной политики, сохранится и в будущем.

Что касается государственного долга Свердловской области. На 1 января 2015 года объём госдолга составлял 49,7 миллиарда рублей.

Менее чем за полгода нам удалось сократить его на 9,4 миллиарда рублей. На 1 июня 2015 года объём госдолга составил 40,3 миллиарда рублей.

В Свердловской области в 2014 году объём госдолга находился на экономически безопасном уровне.

Поддерживаю деятельность министерства финансов Свердловской области, которое ведёт целенаправленную работу по снижению стоимости обслуживания госдолга, в том числе занимая средства у Федерального казначейства по минимальной ставке под одну десятую процента в год.

В 2014 году эффективное управление госдолгом позволило сократить расходы по его обслуживанию на 1,2 миллиарда рублей относительно плановых значений.

 

Уважаемые коллеги!

Наши амбициозные цели и масштабные планы по развитию Свердловской области сталкиваются с объективными ресурсными ограничениями.

Поэтому большое значение имеет не только выстраивание приоритетов, но и повышение эффективности всей системы управления регионом. В этих целях мною образована Рабочая группа, которая должна выработать рекомендации по оптимизации государственного и муниципального управления, повышению его эффективности. Эта работа будет активно проводиться в текущем году. И вы уже видите некоторые результаты. Более того, уверен, немало инициатив, выработанных группой, ещё будут представлены вашему вниманию и на ваше рассмотрение.

Уважаемые коллеги!

Для обеспечения устойчивости местных бюджетов в 2014 году муниципальным образованиям из областного бюджета в виде межбюджетных трансфертов было перечислено 67 миллиардов рублей, что составило 59 процентов в структуре муниципальных доходов.

Ещё 16 миллиардов рублей было направлено муниципалитетам на софинансирование приоритетных расходных обязательств. Четвёртая часть этих средств — четыре миллиарда рублей — была перечислена Екатеринбургу.

Дополнительная финансовая помощь — около одного миллиарда рублей — была оказана в прошлом году муниципалитетам за счёт средств резервного фонда правительства Свердловской области.

В то же время поддержка бюджетов муниципальных образований — не единственный способ развития территорий. Сегодня у муниципалитетов есть все необходимые ресурсы для обеспечения роста местной экономики — это и относительно недорогая земля, и доступ к коммуникациям, и наличие квалифицированных кадров, и невысокая по сравнению с крупными городами стоимость квадратного метра жилья, и многие другие ресурсы.

Ключевой задачей считаю необходимость снижения дотационной зависимости муниципальных образований и формирование «точек роста» на каждой территории. Основную роль в решении этой задачи, наряду с правительством региона, должны сыграть органы местного самоуправления. При этом каждый муниципалитет должен иметь обоснованную программу социально-экономического развития.

 

Уважаемые депутаты!

Завершая свое выступление, хочу отметить главное — за всеми нашими достижениями стоит напряжённый труд уральцев, их энтузиазм и творческое отношение к делу.

Основным фактором поступательного развития региона является согласованность действий всех ветвей власти, консолидация кадровых, управленческих, экономических, политических и социальных ресурсов, конструктивный настрой гражданского общества.

Уверен, что и впредь депутатский корпус, правительство Свердловской области, общественные, патриотические и национальные организации, политические партии, представители гражданского общества будут активно и плодотворно взаимодействовать, совместно решая вопросы развития экономики и реализации социальных программ, направленные на повышение качества жизни уральцев.

9 июня 2015 года, г. Екатеринбург.

Областная газета Свердловской области