Отчёт о деятельности правительства Свердловской области в 2016 году

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Фото: Алексей Кунилов

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Фото: Алексей Кунилов

«Областная газета» публикует текст выступления губернатора Евгения Куйвашева 11.04.17 с отчетом о деятельности правительства Свердловской области в 2016 году.

Уважаемая Людмила Валентиновна!

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания Свердловской области!

В соответствии с федеральным законодательством и Уставом Свердловской области вам был представлен отчёт о деятельности Правительства Свердловской области в 2016 году.

Пакет документов у вас на руках, включая ответы на те вопросы, которые были вами сформулированы задолго до заседания.

Оценивая итоги 2016 года и работу Правительства Свердловской области за этот период, хочу отметить, что усилия исполнительной власти региона были направлены на выполнение майских указов Президента Российской Федерации, дальнейшее развитие социальной сферы и хозяйственного комплекса, внедрение новых механизмов поддержки предпринимательства, повышение качества управленческой работы.

Считаю, что Правительство области успешно справилось с теми задачами, которые были поставлены перед ним в 2016 году.

Уважаемые коллеги!

Наша встреча проходит в период, когда завершается важнейший пятилетний этап в жизни Свердловской области. Этот этап реализации активной социально-экономической политики, основанной на майских указах Президента.

Считаю, будет правильным рассмотреть итоги 2016 года через призму того пути, который прошла Свердловская область, начиная с 2012 года.

Это был непростой и ответственный период – как для Российской Федерации в целом, так и для Свердловской области.

Экономика России, экономика Урала плотно интегрированы в мировые хозяйственные связи. С одной стороны – это большой плюс, это возможности инвестиционного и технологического развития, с другой – это зависимость от волатильности и неустойчивости мировых рынков. Три года назад эта зависимость сказалась на ценах на нефть и металлы, курсе нашей национальной валюты, основных макроэкономических и внешнеторговых показателях.

Дополнительным дестабилизирующим фактором стало стремление некоторых наших международных партнёров осложнить экономическую ситуацию в России. Тем не менее своевременные и эффективные действия Президента России, Правительства РФ, успешная реализация антикризисного плана в Свердловской области, оперативные меры по импортозамещению поставок и поиску новых деловых партнёров минимизировали последствия этих явлений.

Решающим фактором, определяющим направленность нашей работы, стали майские указы Президента России. Я бы назвал минувшие пять лет «Майской пятилеткой», поскольку никогда ещё проблемы качества жизни людей не решались в столь концентрированном, целенаправленном виде.

За эти пять лет проделана огромная работа, результаты которой, уверен, почувствовали все жители Свердловской области.

Судите сами. За последние пять лет существенно выросла заработная плата работников бюджетной сферы.

Напомню, что в 2012 году, когда мы только приступали к этой работе, средняя заработная плата воспитателя в детском саду составляла чуть более 16 тысяч рублей. По итогам 2016 года она составила почти 30 тысяч рублей. Практически двукратный рост.

За минувшие 5 лет в 2,5 раза выросла заработная плата работников культуры, в полтора раза – средняя зарплата врачей, учителей, социальных работников, младшего медицинского персонала.

В целом к 2017 году среднемесячная заработная плата по региону выросла в полтора раза.

Продолжительность жизни уральцев выросла до 70 лет. Численность населения увеличилась более чем на 22 тысячи человек и составляет сейчас 4 миллиона 330 тысяч. За 2012–2016 годы в Свердловской области родилось более 300 тысяч человек.

Существенно снизилась смертность населения от основных причин: на 23 процента – смертность от туберкулёза, на 20 процентов – младенческая смертность и смертность от дорожно-транспортных происшествий, на 9 процентов – смертность от болезней системы кровообращения.

Благодаря майским указам и реализации комплексной программы «Здоровье уральцев» объёмы оказания высокотехнологичной медицинской помощи выросли в нашем регионе в 3 раза.

В ближайшие годы предстоит решить проблему очередей в поликлиниках, обеспечить каждое лечебное учреждение достаточным количеством «узких» специалистов. Оптимизация в здравоохранении, если она необходима, должна проводиться исключительно с учётом мнения жителей, для чего надо усилить информационную работу с населением, разъяснение.

За прошедшую пятилетку почти в 2 раза выросло количество многодетных семей. Были беспрецедентно усилены меры поддержки, что позволило существенно сократить социальное сиротство. Сейчас около 90 процентов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в приёмных семьях.

Хочу вам напомнить ещё один факт: в мае 2012 года в Свердловской области свыше 23 тысяч семей не могли устроить своих детей в детские сады – не было мест. Дефицит мест в детских садах был причиной недовольства, вызывал обоснованные претензии людей ко всем органам власти.

За минувшие пять лет мы построили и реконструировали в Свердловской области сотни новых детских садов. Сегодня проблема дефицита мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет полностью решена.

Полагаю, что настало время приступить к формированию «дорожной карты» по обеспечению местами в дошкольных учреждениях детей с полуторалетнего возраста.

Сейчас мы приступили к следующему этапу в образовании – переводу всех школ региона на односменный режим обучения. В 2016 году создано более трёх тысяч семисот новых учебных мест, введена в строй первая очередь самой крупной и современной школы Свердловской области в районе «Академический». К 2025 году мы должны построить столько новых школ, чтобы все школьники могли учиться в одну смену.

Отдельное направление – работа с одарёнными детьми.

В декабре 2016 года было подписано Соглашение между Фондом «Талант и успех» и правительством Свердловской области. В рамках соглашения будет создан региональный образовательный центр – аналог центра «Сириус». Цель создания центра – раннее выявление, развитие и сопровождение одарённых детей.

Значительные перемены произошли и в профессиональном образовании. Свердловская область стала российским лидером в движении WorldSkills. Мы успешно реализуем крупнейший образовательный и промышленный проект «Уральская инженерная школа». У нас создан один из первых в России Межрегиональный центр компетенций для подготовки квалифицированных кадров в сфере машиностроения, управления сложными техническими системами, обработки металлов.

Считаю очень важными те позитивные изменения, которые произошли за эти годы в сфере культуры, физической культуры и спорта. Отремонтированы десятки домов и дворцов культуры, библиотек, досуговых центров. Внедрены меры грантовой поддержки в театральном, музейном, библиотечном деле. В городах области открыты новые кинозалы.

По итогам Всероссийского конкурса на соискание звания «Литературный флагман России» Свердловская область вошла в число шести самых читающих регионов России.

Выдающимся событием общественной и культурной жизни России стало открытие в Екатеринбурге Ельцин Центра. Сегодня это одна из лучших музейно-просветительских и общественных площадок страны.

У нас из года в год растёт число любителей спорта, сторонников здорового образа жизни. Школьники и студенты успешно сдают нормы ГТО. В регионе действует более восьми тысяч спортивных сооружений, ежегодно в муниципалитетах Свердловской области строятся современные спортивные комплексы, школьные стадионы, дворовые площадки, хоккейные корты. Только в течение 2016 года построены два крупных региональных спортивно-тренировочных центра, в том числе Ледовая арена Павла Дацюка, 37 спортивных площадок и ФОКов.

Уважаемые депутаты!

Отвечая на вопрос депутатов от фракции «Единая Россия», сообщаю, что в жилищном строительстве, выполняя положения майских указов, мы добились рекордных показателей. В 2014–2016 годах ежегодно вводились в эксплуатацию более 2 миллионов квадратных метров жилья. Всего за минувшие пять лет в Свердловской области введено в эксплуатацию более десяти миллионов квадратных метров жилья, это более ста сорока тысяч квартир.

Сегодня перед нами стоит новая задача – не просто увеличивать темпы жилищного строительства, но и повышать доступность жилья для всех категорий населения. Механизм понятен – наращивание мер поддержки льготных категорий населения, развитие конкурентной среды в строительной отрасли и оптимальное регулирование рынка жилья.

Ещё одно направление нашей работы – расселение ветхого и аварийного жилья. Начиная с 2013 года, мы уже расселили более двенадцати тысяч человек. Ликвидировано свыше 196 тысяч квадратных метров аварийного жилья. До 1 сентября 2017 года весь аварийный жилой фонд, признанный таковым по состоянию на 1 января 2012 года и входящий в реестр, должен быть полностью расселён.

В жилищно-коммунальном хозяйстве мы добились заметного улучшения качества предоставляемых услуг, повышения надёжности работы всех систем ЖКХ. Об этом свидетельствуют статистические показатели.

По итогам пятилетки введено в эксплуатацию более двух с половиной тысяч километров новых газопроводов и газовых сетей.

Нам удалось добиться качественного роста и в энергетике, преодолеть дефицит энергомощностей. В эксплуатацию введено столько генерирующих мощностей, сколько не вводилось за последние 30 лет. Так, завершено строительство новых блоков на Нижне-Туринской ГРЭС и Серовской ГРЭС. Запущен в эксплуатацию энергоблок БН-800 на Белоярской атомной электростанции, ТЭЦ «Академическая» в Екатеринбурге и ряд других. Объём капитальных вложений только по этим объектам превышает 310 миллиардов рублей.

Существенно улучшилась транспортная инфраструктура региона. Введены новые участки объездной дороги вокруг Екатеринбурга, завершено строительство автодороги Ивдель - Ханты-Мансийск. Отремонтировано свыше семисот километров региональных автодорог. Всё это позволило повысить мобильность населения, дать дополнительные стимулы для роста деловой активности, создать новые рабочие места, продолжить формирование Евразийского транспортного узла, в котором Свердловская область имеет ключевое значение. Проблемы в дорожном строительстве и ремонте дорог существуют. Решение этих вопросов будет в приоритете правительства области и всех уровней власти Свердловской области.

Мы серьёзно занимаемся проблемами общественного транспорта. Отвечая на вопрос депутатов фракции КПРФ, сообщаю, что приоритетными направлениями нашей работы являются обновление парка общественного транспорта, оздоровление экономики муниципальных транспортных предприятий, сдерживание роста стоимости перевозок, строительство новых транспортных магистралей, в том числе линий скоростных трамваев. Мы достаточно бурно обсуждали с вами новую транспортную схему, безусловно, реформа в этой отрасли необходима. Мы совместно с коллегами из администрации Екатеринбурга и министерства транспорта и связи и правительством области продолжим оттачивать и кристаллизировать эту схему.

Целенаправленно решаются вопросы экологии. За последние пять лет нам удалось добиться снижения выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 18 процентов, сброса загрязнённых сточных вод – на 20 процентов.

Мы заключили 27 соглашений о природоохранной деятельности с крупнейшими промышленными предприятиями региона. Активно проводим политику по очистке области от промышленных и коммунальных отходов. В результате с 2012 года объём размещения отходов сократился на 14%.

Отвечая на вопрос депутатов фракции «Справедливая Россия», хочу отметить, что проблемы обеспечения жителей области чистой питьевой водой являются для нас одними из приоритетных. Ведётся регулярный мониторинг источников водоснабжения и бесперебойной работы очистных сооружений. Сегодня реализуются технические решения, повышающие качество питьевой воды.

На протяжении последних 15 лет в Свердловской области действует программа «Родники», благодаря которой возрождаются природные источники питьевой воды, улучшается экологическая ситуация. Только в 2016 году участники программы обустроили собственными силами 180 источников чистой питьевой воды. Мы будем и впредь поддерживать такие нужные, полезные людям проекты, принимать и реализовывать комплексные программы, направленные на совершенствование водоохранной деятельности.

Уважаемые коллеги!

По итогам прошедшей пятилетки по большинству макроэкономических показателей Свердловская область подтвердила свое место в первой десятке регионов-лидеров России.

Валовой региональный продукт с 2011 года увеличился почти в полтора раза. В 2016 году, по предварительной оценке, он составил 1,9 триллиона рублей.

Особых успехов удалось добиться в сфере промышленного производства. Здесь обеспечен не только количественный рост, но и заметные структурные изменения.

По итогам 2016 года индекс промышленного производства составил 107 процентов при среднероссийском уровне 101,1 процента.

В структуре промышленного комплекса растёт доля несырьевого сектора, высокотехнологичной продукции. Так, доля машиностроительного комплекса в структуре промышленности выросла с 21 до 25 процентов. В результате сегодня Свердловская область занимает 4-е место среди субъектов Российской Федерации по объёму отгруженной продукции обрабатывающих производств.

За минувшие пять лет введены в эксплуатацию свыше 30 новых современных крупных производств. В том числе цех электролиза меди на предприятии «Уралэлектромедь» в Верхней Пышме, Уральский завод горячего цинкования в Полевском, участок по изготовлению длинномерных труб для атомной промышленности, машиностроения и топливно-энергетического комплекса на Синарском трубном заводе. На Уралвагонзаводе запущены новые мощности по выпуску бронетехники. Начали работу современный прокатный комплекс на Каменск-Уральском металлургическом заводе и шахта «Черёмуховская–Глубокая» в Североуральске. Она обеспечит страну бокситами на ближайшие 30 лет. Завершена реконструкция трубного производства на Северском трубном заводе, на предприятии «Уральские локомотивы» вышли в серийное производство электропоезда «Ласточка».

Развитие оборонно-промышленного комплекса, кроме успешного выполнения гособоронзаказа, характеризовалось процессами конверсии, расширением ассортимента и наращиванием объёмов выпуска гражданской продукции.

Эта работа идёт в общем ключе развития промышленного комплекса региона, в постоянном взаимодействии с правительством области. Считаю целесообразным принятие дополнительных мер по наращиванию выпуска высокотехнологичных товаров повседневного спроса на предприятиях нашей оборонки. Это должно быть приоритетом на ближайшую перспективу.

Сейчас в реальном секторе экономики на первое место выходит совершенствование технологической базы, рост производительности труда, внедрение в производство научных разработок. Смена технологического уклада – это не только веяние времени и мировой тренд. Это очень важно для того, чтобы промышленный комплекс развивался, чтобы были внедрены разработки и изобретения, которые созданы нашими конструкторами и изобретателями.

Мы должны сделать всё необходимое, чтобы наш промышленный комплекс был готов соответствовать этому тренду.

У нас принят закон по вопросам реализации промышленной политики, ставший нормативной основой для развития промышленного потенциала региона. Для повышения доступности финансовых ресурсов создан Фонд технологического развития промышленности Свердловской области.

Совмещая современную промышленную политику и стратегии территориального развития, мы должны создать новую экономическую реальность, в которую вписан каждый муниципалитет, где учтены интересы крупных корпораций и холдингов, малого и среднего бизнеса, а самое главное – людей, всех жителей Свердловской области.

Работая над повышением инвестиционной привлекательности, мы использовали лучшие российские практики, лучший региональный опыт. В результате за пять лет в экономику региона привлечён 1 триллион 700 миллиардов рублей – масштаб годового объёма внутреннего регионального продукта.

Удалось укрепить внешнеэкономические связи, упрочить позиции региона как международного центра инновационной промышленности. Выставка "ИННОПРОМ" вошла в календарь крупнейших выставочных проектов мира, обрела статус главной промышленной выставки России. В 2015 году официальным партнёром выставки был Китай, в 2016-м – Индия. Официальным партнёром ИННОПРОМа в 2017 году будет Япония.

В целом выставочная деятельность получит своё дальнейшее развитие. Все имеющиеся площадки должны быть сохранены и использоваться в полном объёме. Мы достигли договоренности с Минпромторгом России, что на полигоне «Старатель» в Нижнем Тагиле, где традиционно проходила выставка вооружений Russia Arms Expo (RAE), будут проводиться ежегодно демонстрационные показы военной техники, в том числе исторические реконструкции крупнейших танковых сражений страны. Эти мероприятия будут включены во все выставочные и событийные туристические календари.

Важнейшее значение для развития Свердловской области, повышения инвестиционной привлекательности региона, развития транспортной и спортивной инфраструктуры, индустрии гостеприимства имеет чемпионат мира по футболу 2018 года. Отвечая на вопрос депутатов фракции ЛДПР, скажу, что все работы по подготовке к этому важнейшему мероприятию идут в соответствии с графиком. Мы уделяем самое серьёзное внимание вопросам безопасности, качества строительных работ, благоустройству города, рачительному и разумному использованию наследия чемпионата – а это тренировочные площадки, спортивные базы, стадионы, гостиницы, транспорт и многое другое.

Начиная с 2012 года, серьёзный прирост демонстрирует агропромышленный комплекс. Обеспечен рост производства мяса, молока, яиц. По объёму производства молока мы входим в десятку лучших регионов РФ, по производству яиц – на пятом месте. У нас есть резервы, чтобы активно развивать этот сектор экономики.

Уважаемые коллеги!

За эти годы реализованы современные подходы и принципы бюджетной политики: безусловное выполнение социальных обязательств власти, обеспечение устойчивости и сбалансированности областного бюджета, укрепление его доходной базы, формирование оптимальной структуры расходов. Свердловская область по объёму доходов бюджета стабильно входит в первую десятку субъектов Российской Федерации, с 2012 года объём доходов областного бюджета вырос на 40 процентов. При этом бюджет области носит чёткую социальную направленность – порядка 70 процентов средств бюджета направляется на социальную сферу.

Эффективно используются механизмы по сдерживанию объёма государственного долга и снижению долговой нагрузки на региональный бюджет. Только в 2016 году экономия от замещения «дорогих» коммерческих кредитов на «дешёвые» бюджетные составила почти два миллиарда рублей. В среднесрочной перспективе мы ставим задачу – использовать бо́льшую часть заёмных средств на проекты развития.

Для обеспечения финансовой устойчивости региона, увеличения доходной части бюджета реализуются мероприятия «дорожной карты», включающие в себя работу по повышению налоговой дисциплины, последовательную борьбу с «зарплатами в конвертах», выявление неучтённых объектов недвижимости и многие другие проекты и мероприятия, которые мы обсуждали.

В целом за три последние года бюджетный эффект от реализации плана мероприятий по мобилизации доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики составил около 60 миллиардов рублей, в том числе за 2016 год – более 20 миллиардов рублей. Несомненно, это также позитивный результат применения программно-целевого подхода в бюджетировании. Его следует сохранить и на среднесрочную перспективу, дополнив методами проектного управления.

На новый качественный уровень вышла работа по территориальному развитию, поддержке муниципальных образований, формированию агломераций.

Сегодня у нас действуют девять комплексных программ в отношении 22 муниципальных образований, в том числе и одиннадцати моногородов. Эти программы содержат инвестиционные проекты, направленные на социально-экономическое развитие территорий. Особое внимание уделяется развитию Екатеринбурга как административного центра региона.

Получила закономерное развитие работа по созданию территорий опережающего социально-экономического развития. Первым в этом отношении стал Краснотурьинск. В индустриальном парке «Богословский» полным ходом идёт строительство необходимой инфраструктуры, которое будет полностью завершено в третьем квартале 2017 года. На очереди у нас ещё две территории – Новоуральск и Первоуральск.

За прошедший период в Свердловской области создана система институтов поддержки бизнеса. Это и бизнес-инкубаторы, и технопарки, и фонды, и информационно-консультационные центры.

Во многом благодаря этому к началу 2017 года число субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области увеличилось в полтора раза, сегодня они обеспечивают занятость третьей части экономически активного населения региона.

Создана особая экономическая зона «Титановая долина». В настоящее время заключены соглашения с 11 резидентами, завершено строительство 15 объектов инфраструктуры. Заключено соглашение между компанией «Боинг» и корпорацией «ВСМПО-АВИСМА» о ведении совместной деятельности на территории «Титановой долины». Уже закончено строительство фундамента под серьёзные станки – это серьёзный этап в развитии. Уверен, что к концу года будет запущено большинство мощностей этого уникального завода. Планируется создание второй очереди особой экономической зоны для локализации производства самолёта Л-410, а в перспективе – Л-610.

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания Свердловской области!

Благодаря нашей совместной работе удалось существенно улучшить качество регионального законодательства, принять ряд стратегически важных документов, в том числе закон о Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года.

В 2016 году депутаты Законодательного Собрания приняли 155 законов Свердловской области, регулирующих важнейшие направления – социальную политику, экономику, общественную безопасность, бюджетный процесс.

15 законопроектов в прошедшем году было внесено от моего имени. Они все были приняты. 40 законопроектов внесено Правительством Свердловской области, из них 37 приняты в 2016 году, три перенесено на текущий год. Таким образом, высший исполнительный орган, выступая с законодательной инициативой, на четверть сформировал законотворческую повестку 2016 года.

Благодарю вас за конструктивное взаимодействие, уверен, что и впредь наша совместная работа будет столь же конструктивной и плодотворной.

Уважаемые коллеги!

Сейчас, опираясь на опыт реализации майских указов Президента, обеспечивая преемственность и последовательность государственной политики, мы должны сделать следующий шаг и начать реализацию приоритетных стратегических проектов, утверждённых Советом при Президенте Российской Федерации.

Наша цель – сильная и конкурентоспособная экономика, комфортные условия для ведения бизнеса, безопасность и благополучие для всех категорий населения.

Для достижения этой цели мы должны научиться ценить время. Сегодня как никогда действует правило – кто быстрее и эффективнее, тот и выигрывает в конкурентной борьбе. Время – это тот ресурс, который необходимо максимально эффективно использовать на каждом рабочем месте. Принципиально новые возможности в этом направлении дают цифровые технологии, реализация которых необходима в экономике, управлении, повседневной жизни.

Вот конкретный пример: в Свердловской области создана сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Уже сегодня удовлетворённость граждан качеством предоставления услуг выросла до 97 процентов. Эту работу следует продолжить, сокращая сроки предоставления услуг, расширяя их перечень. Эту работу нужно продолжить в том числе посредством объединения областного и Екатеринбургского центров в единую организационную структуру.

Уважаемые коллеги!

За прошедшие пять лет экономика Свердловской области адаптировалась к изменившимся внешним условиям и факторам, созданы серьёзные предпосылки к формированию высокотехнологичной экономики, качественной трансформации структуры промышленного комплекса.

Чтобы ускорить эти процессы, необходимо активнее использовать возможности научно-технологической базы, смелее внедрять новые научные разработки, создать единую платформу для дальнейшей диверсификации промышленного производства, его переориентации на более высокий технологический уклад. На достижение этой цели работают многие факторы, в том числе и наш ИННОПРОМ, который в этом году проходит под брендом «Умное производство», привлекает на форумные и выставочные площадки мировых лидеров.

Свердловская область должна стать активным участником Национальной технологической инициативы с тем, чтобы эффективно развивать перспективные отрасли – отрасли будущего, которые станут востребованы в 20-летней перспективе. Напомню, что цель технологической инициативы, разработанной в соответствии с поручением Президента России Владимира Владимировича Путина, состоит в обеспечении глобального технологического паритета России и стран - технологических лидеров.

Все эти важнейшие задачи экономического, технологического, научного, инвестиционного, социального роста мы сводим в единой программе развития Свердловской области на следующие пять лет, в нашей «Пятилетке развития».

Вместе с научным и профессиональным сообществом мы формируем эту программу как по-настоящему народную, как эффективную, нужную людям комплексную систему мер. Мы закладываем в программу решения проблем, которые более всего волнуют сегодня людей, сдерживают дальнейшее развитие Свердловской области.

Кратко я бы хотел сформулировать такой посыл: в ближайшие пять лет общей платформой, обеспечивающей продвижение Свердловской области, должен стать технический прогресс, повышение производительности труда, создание условий для притока инвестиций, улучшение делового климата, адресная социальная поддержка граждан.

Как подчеркнул, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, Президент России Владимир Владимирович Путин: «К середине следующего десятилетия ... мир будет совершенно другим. Не замечать, игнорировать происходящие процессы – значит оказаться на обочине развития. А чтобы быть лидерами, нужно самим формировать эти изменения».

Уважаемые коллеги!

Именно поэтому мы отходим от экстенсивного пути развития экономики и переходим на интенсивные принципы роста. Это общемировой и общероссийский тренд, и мы должны ему следовать, если хотим добиться успеха, стать более конкурентоспособными.

Эта необходимость продиктована и теми вызовами, которые встают сегодня перед Россией. Прежде всего это демографические проблемы. Сейчас в экономику приходит поколение начала 90-х годов ХХ века. Мы помним, какая тогда была «демографическая яма», последствия которой мы будем ощущать ещё не год и не два. Чтобы минимизировать эти последствия, в реальном секторе экономики мы должны сделать акцент на росте производительности труда, внедрении автоматизированных рабочих мест, своевременном решении кадровых проблем.

В здравоохранении и социальной политике особую актуальность обретает, с одной стороны, расширение комплексных программ поддержки пожилых людей, продления их трудовой и социальной активности, а с другой стороны – усиление поддержки материнства и детства. Считаю, что дополнительные адресные меры поддержки рождаемости должны обязательно войти в программу «Пятилетки развития».

Что ещё должно быть в нашей программе, так это комплекс мер, связанных с ростом достатка уральцев. Статистика фиксирует рост доходов, но при этом среднемесячная заработная плата в нашем регионе отстаёт от общероссийского уровня. Отсюда и сокращение покупательной способности населения, изменение структуры потребления в сторону более дешёвых товаров и продуктов. Мы должны преломить эту тенденцию. А сделать это можно прежде всего путём взаимодействия с руководителями предприятий, заключения трёхсторонних соглашений между правительством области, профсоюзами и работодателями, предусматривающих рост заработной платы.

Обеспечение финансовой устойчивости предприятий должно стать одним из приоритетов нашей работы. Сегодня многие зарплатные проблемы уральцев связаны с тем, что ряд промышленных, сельскохозяйственных, транспортных предприятий являются недостаточно финансово-устойчивыми. Причины могут быть самыми разными – от проблем со смежниками и поставщиками до слабого, неэффективного управления. Работая над программой «Пятилетки развития», мы должны включить в неё комплекс мер, работающих на повышение финансовой устойчивости реального сектора.

В этой связи, конечно, я должен сказать и о новых задачах, стоящих перед нами в инвестиционной сфере.

Реально оценивая инвестиционные потребности региона, мы видим необходимость кратного роста инвестиций. Сегодня износ основных фондов предприятий в некоторых отраслях превышает 60-70 процентов.

Решая приоритетные для нас задачи роста производительности труда, создания высокопроизводительных рабочих мест, мы исходим из того, что под все эти проекты нужны дополнительные инвестиции, нужны «длинные деньги». Да, мы рассчитываем на дальнейшее оздоровление экономики и снижение банковских ставок. Но и на уровне региона мы должны создать ещё более привлекательные условия для инвесторов, дать зелёный свет всем перспективным для региона проектам. У нас не должно быть территорий, не интересных для инвестирования.

За предстоящие пять лет наша область должна стать не только богаче, но и чище. Свердловская область входит в десятку российских регионов, где накоплены самые значительные объёмы отходов.

Огромные средства, огромные ресурсы зарыты в землю, и вместо того, чтобы приносить нам прибыль, приносят убыток, портят экологию. Пришло время серьёзно заняться решением этой проблемы, созданием индустриальной базы переработки и утилизации отходов, наведением порядка на полигонах, где складируются твёрдые бытовые отходы. Свою роль здесь могут сыграть проекты государственно-частного партнёрства, более активное привлечение малого и среднего бизнеса. Экологические проекты могут и должны быть интересны бизнесу. Тем более если государство и органы власти будут оказывать широкую поддержку.

Мы организовали широкое обсуждение «Пятилетки развития», сбор предложений и направлений, которые должны войти в программу. Уже сейчас, оценивая поток информации, идущей с мест, мы видим, насколько сильно идеи развития, продвижения, благоустройства области волнуют уральцев. Людям это интересно, они готовы не только указывать на недостатки или генерировать идеи, но и подключаться к решению проблем. Это в характере уральцев, в самой сути нашего региона - не словом, но делом приносить пользу России и родному краю.

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания Свердловской области!

Всё, что нам удалось сделать за прошедшую пятилетку – достигнуто в первую очередь благодаря трудолюбию и настойчивости жителей области, ответственному отношению к своему делу рабочих, аграриев, инженеров, врачей, педагогов. Словом, всех уральцев, объединённых единой целью – сделать жизнь лучше, заложить крепкие основы благополучия настоящего и следующих поколений.

Сейчас мы вступаем в очень важный период. За ближайшие пять лет мы должны вывести Свердловскую область в звёздную тройку – в число трёх российских лидеров, закрепиться в статусе одного из самых успешных и сильных регионов страны.

Для достижения этой цели у нас есть всё необходимое: единство и взаимодействие законодательной и исполнительной власти, гражданское согласие и национальный мир на территории региона, поддержка наших начинаний руководством страны, бизнес-сообществом, а самое главное – жителями области.

Сегодня, как никогда, важна мобилизация на успех. Мы просто обязаны добиться успеха! И мы его добьёмся!

Благодарю за внимание.

  • Опубликовано в №63 от 12.04.2017 
Областная газета Свердловской области