Что осталось от КПРФ в Свердловской области?

Вячеслав Вегнер

Линия партии КПРФ в последнее время совершает причудливые изгибы. Фото: Владимир Мартьянов

Новый год — традиционное время для подведения итогов. И сказать, что он был для коммунистов плохим, значит не сказать ничего. Партия теряла сторонников и позиции в регионе, а с исключением из КПРФ Вячеслава Вегнера у них практически не осталось медийных и узнаваемых фигур.

Новость последних дней об исключении из партии Вячеслава Вегнера оживила политический бомонд области. Из протокола об исключении, размещённом на сайте Чкаловского райкома, кратко следует, что Вячеслав Вегнер в последнее время ведёт себя очень и очень плохо — не слушается фракцию, неправильно голосует и вообще поддерживает совсем не тех, кого надо поддержать. По словам лидера КПРФ Александра Ивачёва, озвученным на странице социальной сети «Фейсбук», ему давали «время одуматься, но этого не произошло», в связи с этим тремя голосами «за» и одним «против» было принято такое решение. Пользователи комментировали эту тему не иначе, как Постановление Пленума ЦК КПСС «Об антипартийной группе Евгения Артюха, Нафика Фамиева, Андрея Альшевских  и примкнувшего к ним Вячеслава Вегнера». 

Если подходить к анализу ситуации серьёзно, то она выглядит драматически. Во фракции остаётся меньше людей и меньше голосов, а при отсутствии нормы об императивном мандате заставить сложить с себя депутатские полномочия исключённых из партии политиков невозможно.

—Партия ленинцев проигрывает всё, что только можно проиграть. В 2016 году коммунисты в нашем регионе заняли четвёртое место, уступив эсерам и ЛДПР. В 2017 году кандидат от КПРФ набрал в шесть раз меньше кандидата от «Единой России» и всего на 2% больше, чем не ведший вообще никакой кампании эсер Дмитрий Ионин. Фактически, это разгром похуже, чем у Наполеона при Ватерлоо. Первый секретарь обкома Александр Ивачёв утверждает, будто второе место на губернаторских — это невероятное достижение, но это не так. Второе место получено за счёт мощного федерального бренда, собравшего под себя и протестный электорат, и ностальгирующих по советскому прошлому избирателей. Также Ивачёв ставит себе в заслугу 32 мандата муниципальных депутатов, добытых КПРФ, но это очковтирательство. 11 из этих мандатов получены в Асбесте благодаря активности местного политика Натальи Крыловой, ещё 5 — в Алапаевске, усилиями местных коммерсантов, — говорит политолог Платон Маматов.

Действительно, «32 мандата» воспринимаются на слух как достижение только неподготовленным читателем. В Свердловской области на сегодняшний насчитывается более полутора тысяч муниципальных депутатов и 32 коммуниста — это 2,1% от общего числа народных избранников. А у «Единой России» таких мандатов примерно тысяча, то есть примерно 65% думцев.

Напомним,  КПРФ было принято решение голосовать против принятия областного бюджета на 2018 год в первом чтении.

Первый секретарь Свердловского обкома КПРФ, депутат Законодательного Собрания Свердловской области Александр Ивачёв:

— Основная претензия была связана с тем, что на развитие промышленности не было заложено никаких средств. В ходе согласительных комиссий к позиции КПРФ прислушались. В частности областной фонд поддержки промышленности был увеличен с 10 до 200 миллионов. В связи с этим фракция приняла решение во втором и третьем чтении не голосовать «против», но воздержаться, так как учтена была всё-таки только часть наших предложений.

Проблема с Вячеславом Михайловичем заключается в том, что он нарушил партийную дисциплину и голосовал во всех чтениях «за». К сожалению, это был далеко не единственный случай, когда он выражал личную позицию, шедшую в разрез с мнением партии. В частности он публично поддержал на выборах кандидата в губернаторы от «Единой России».

Здесь наша позиция принципиальная. Данный депутат получил свой мандат по партийному списку. Напомню, за КПРФ проголосовала значительная часть жителей Свердловской области, около 200 000 человек. Голосовали не за Иванова или Сидорова, а голосовали за партию с ее программой и политической позицией. Поэтому все депутаты КПРФ должны представлять интересы прежде всего коммунистической партии, а значит и тех граждан, что отдали за нее свои голоса.

Что касается успехов или неуспехов КПРФ. В 2017 году наш кандидат Алексей Парфенов занял второе место на выборах губернатора Свердловской области. На муниципальных выборах мы получили 32 мандата. Столько же, сколько «Справедливая Россия» и ЛДПР вместе взятые. Безусловно, это движение вперед.  Мы будем продолжать работать в том же ключе.

Напомним, поводом для исключения Вячеслава Вегнера из КПРФ стали два обстоятельства: публичная поддержка на губернаторских выборах Евгения Куйвашева, выдвинутого партией «Единая Россия», и голосование «за» принятие бюджета Свердловской области на следующий год (в то время, как остальные партийцы от голосования воздержались). Впрочем, сам опальный депутат, положивший партбилет на стол, упрёки товарищей-функционеров не признаёт

Областная газета Свердловской области