Расстрельная должность: к чему нужно быть готовым, прежде чем идти на пост мэра

Управляющий Горнозаводским округом Евгений Каюмов (слева), глава Верх-Нейвинского Елена Плохих (на фото справа) и глава Свободного Владимир Мельников. Фото: Галина Соколова

Управляющий Горнозаводским округом Евгений Каюмов (слева), глава Верх-Нейвинского Елена Плохих (на фото справа) и глава Свободного Владимир Мельников. Фото: Галина Соколова

За последние два года состав мэров малых городов Свердловской области обновился на треть. Почти каждые новые выборы обнажали одну и ту же проблему: претендентов на пост не так много, среди них единицы компетентных специалистов. Бывшие главы и политологи объясняют этот факт одним и тем же оборотом — «должность расстрельная». Кто в итоге приходит на посты и грозит ли это кризисом муниципальной власти — разбиралась «ОГ».

Мэры в Свердловской области получают от 55 до 100 тысяч рублей, плюс-минус в зависимости от величины муниципалитета. Такие деньги хороший управленец и хозяйственник может получать сегодня и в коммерческой структуре, при этом тратя меньше нервов и не будучи везде виноватым: в области — за то, что снова просит деньги на ремонт условной дороги, у себя в городе — за то, что до сих пор эту дорогу не отремонтировал, в прокуратуре — за то, что подрядчик тормозит стройку, а специалист вовремя не ответил на письмо жителя.

В итоге очереди на этот пост не стоят, а конкурсы неоднократно срываются из-за отсутствия кандидатов, которые соответствуют нужным компетенциям. Посты всё чаще занимают терпеливые женщины, согласившиеся взять на себя большую ответственность за скромные деньги или идеалисты, полагающие, что такие условия им по плечу.

— Участвуя в конкурсе, знал о специфике работы на этом посту, — говорит «ОГ» Иван Веснин, глава Верхней Туры, заступивший на пост в январе 2017 года. — И вот в понедельник поеду в прокуратуру. Знаю, что на меня будет наложен штраф, намерен судиться по этому поводу.

Штрафы

Почти у каждого главы небольшого населённого пункта карьера начинается с административного штрафа. Мэр может выбрать, как его платить: от лица муниципалитета из местного бюджета или как должностное лицо из своего кармана — во втором случае сумма меньше.

Самым, пожалуй, проблемным для городских чиновников является исполнение закона о госзакупках (ФЗ-44). В крупных мэриях созданы службы муниципального заказа, отвечающие за проведение конкурсов, а в глубинке из-за нехватки специалистов процветает самодеятельность, что чревато штрафами. Например, главе Нижней Салды Елене Матвеевой по шести делам грозит штраф на сумму 155 тысяч рублей.

— По ФЗ-44 в таком небольшом городе, как наш, работать невероятно трудно. У нас нет сметчиков, которые могут досконально проверять всю документацию, уже два года нет системного администратора. И всё-таки мы не допускаем просчётов, которые наносят ущерб государству, муниципалитету и подрядчикам. Наоборот, на строительстве дороги на Фрунзе смогли сэкономить 10 миллионов рублей. Узнав о штрафе, составляющем две моих зарплаты, была очень расстроена, — рассказала «ОГ» Елена Матвеева.

Как правило, штрафные санкции идут за несоблюдение сроков. Официальные лица не вовремя выставляют на сайте информацию, задерживают срок сдачи объектов, опаздывают с ответами на письма и запросы. Особенно грешат опозданиями мэры-новички.

Стройки

Ещё одна сфера, гарантирующая наказание — ведение строек. Если у города нет сильной службы заказчика, результаты проверок предсказуемы. В том же Верхнем Тагиле в этом году велось строительство дорог и детского сада на 270 мест. В первоначальные сроки не уложились. В итоге мэру грозит 100-тысячный штраф. Всего же за пять лет Сергей Калинин наказан на полмиллиона рублей. Его зарплата со всеми добавками составляет 56 тысяч рублей. Неудивительно, что Сергей Калинин принял решение не участвовать в конкурсе на пост главы, который состоится в феврале, о чём сожалеют и жители, и его коллеги в управленческом округе.

— Есть нарушения, на которые мэры идут осознанно — чтобы не превратить стройку в долгострой, чтобы выполнить работы качественнее, и есть неосознанные ошибки, связанные с трудностями исполнения всех нюансов 44-ФЗ, состоящего из 550 страниц и множества подзаконных актов. Получается, что деятельные главы муниципалитетов более подвержены наказаниям, — делает вывод управляющий Горнозаводским округом Евгений Каюмов.

Санкции для глав, получающих далеко не столичные зарплаты, значительны. Так, специалисты прокуратуры, осуществляющие проверку госзакупок, обнаружили, что и.о. главы Слободо-Туринского муниципального района Николай Ботин в августе 2017 года провёл закупку офисной техники у единственного поставщика. Сумма заключённого контракта составила 116 тысяч рублей (законодательством разрешены такие покупки до 100 тысяч рублей). Штраф назначен в размере 30 тысяч рублей.

Письма

В крупных муниципалитетах работой с обращениями граждан занимаются специально обученные люди, в малых — все сотрудники администрации. Далеко не все авторы шлют в мэрию жалобы или предложения, есть граждане, которым письма скрашивают досуг. Например, в Кушве есть житель, который измеряет свои обращения… килограммами. Но при любом раскладе чиновник обязан ответить на обращение в установленный законодательством срок. Опоздавших также штрафуют. Например, в прошедшем году за несвоевременные ответы были наказаны на пять тысяч рублей глава Красноуфимского округа Олег Ряписов, глава Петрокаменской территориальной администрации Елена Буланичева и глава Краснополянского сельского поселения Людмила Федотова.

Понимали, на что подписывались

Сейчас Госдума рассматривает поправки в Кодекс об административных правонарушениях, благодаря которым вскоре мэры могут быть освобождены от ряда наказаний, например, в случае отсутствия бюджетного финансирования. Но пока нужно работать в тех условиях, которые есть. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» прописаны 46 полномочий мэров — их необходимо выполнять.

— Есть действующее законодательство, и мы его исполняем. Это единые условия для работы во власти. Последнее время в государстве усиливается борьба с коррупцией. Под особым контролем — обращение с финансами, — считает первый заместитель руководителя администрации губернатора Свердловской области Вадим Дубичев. — Понятно, что в небольших муниципалитетах есть кадровый голод, но исключений ни для кого быть не может. Мы работаем в единых условиях — и муниципальные, и государственные служащие.

Главы знали, на что подписывались.

  • Опубликовано в №10 от 20.01.2018 
Областная газета Свердловской области