Темы дня

Игорь Выдрин: «Оптимальных моделей устройства местной власти нет»

Глава Института муниципального управления Игорь Выдрин считает, что оптимальных моделей устройства местной власти не бывает. Фото: Владимир Мартьянов

Глава Института муниципального управления Игорь Выдрин считает, что оптимальных моделей устройства местной власти не бывает. Фото: Владимир Мартьянов

День местного самоуправления отмечается в России с 2013 года. В Указе об учреждении этого праздника, подписанном Президентом Владимиром Путиным 10 июня 2012 года, говорится, что он вводится в календарь памятных дат «в целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества».

А датой праздника выбрано 21 апреля — день подписания в 1785 году Екатериной II жалованной грамоты городам — документа, положившего начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.

Накануне праздника директор екатеринбургского Института муниципального управления доктор юридических наук профессор Игорь ВЫДРИН дал интервью «Областной газете».

— Игорь Вячеславович, какие наиболее важные процессы происходят сегодня в развитии местного само-управления?

— Мне кажется, что наиболее заметными тенденциями являются четыре, и все они обусловлены изменениями, внесёнными в мае 2014 года в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Первая тенденция, которая доминирует, — это расширение моделей организации местной власти. Добавился перечень схем организации муниципальной власти. Вторая тенденция заключается в перераспределении полномочий между местным самоуправлением и региональной властью.

Я вспоминаю 1990-е годы: тогда все решения Конституционного суда были основаны на том, что вопросы местного значения решает только местная власть. Сейчас закон предполагает, что отдельные местные вопросы может решать региональная власть — это может быть установлено законом субъекта федерации. Эта важная особенность, ею объясняется, почему эти новшества сегодня распространились по всей России. Третья тенденция — в том, что расширился перечень муниципальных территорий. Мы привыкли, что есть муниципальные районы, городские, сельские поселения. Теперь появились два новых вида муниципалитетов: городские округа с городским делением и внутригородские районы. Сейчас у нас три таких города: Челябинск, Самара и Махачкала. Это города с внутригородским делением: в их составе — внутригородские районы, имеющие статус муниципальных образований. У таких районов есть свой глава, избираемый по той же схеме, что и глава регионального центра, свои вопросы местного значения и свой бюджет. В совокупности бюджеты районов и города составляют консолидированный городской бюджет.

Ну, и четвёртая тенденция — это перераспределение полномочий от сельских поселений к муниципальным районам. Сельские поселения зачастую утрачивают и статус муниципальных образований. Впервые о необходимости такой реформы сказал Президент РФ Владимир Путин в своём послании Федеральному Собранию в 2013 году: чтобы заботы сельчан районы взяли на себя. В 2013-м это было озвучено, в мае 2014-го в закон о местном самоуправлении внесли изменения. У муниципальных районов больше средств для решения проблем сельских территорий. А у сельских поселений, к сожалению, нет такого бюджета, чтобы решать все вопросы, возникающие на их территории. Так что сейчас происходит, по сути, возврат к тому, что было при советской власти.

— Почему в крупных городах происходит массовый переход от двуглавой системы управления к одноглавой? Когда-то двуглавая позиционировалась как эффективная, как вариант модели системы сдержек и противовесов…

— До 2010 года одноглавая система была самой распространённой в России. Потом стали говорить, что одного главы мало, что у него возникает желание поиграть в политику, что лучше, когда есть двое глав: один формально выше — он возглавляет городскую думу и представляет муниципалитет, а второй руководит исполнительной властью. Но фактически, неформально, у второго гораздо больше полномочий, в его руках — бюджет, у него в подчинении аппарат, он сильнее, мобильнее и организованнее. Все эти годы мы говорили, что такая модель — изначально конфликтная, поскольку человек формально занимает должность главы муниципального образования, является высшим должностным лицом, и он начинает обижаться, понимая, что, по сути, он только руководит думой и что-то представляет в Москве. И вот начинается конфликт. Екатеринбургу конфликта удалось избежать, хотя двуглавость у нас существует с ноября 2010 года по настоящее время. Но в сентябре вернётся одноглавая модель — недавно Законодательное собрание приняло закон, по которому единственный глава будет избираться депутатами на конкурсной основе.

— Как можно объяснить эти переходы от одноглавой системы управления к двуглавой и обратно?

— Муниципальное право — явление эволюционирующее. Накапливается опыт, появляются новые подходы. Оптимальных моделей устройства местной власти нет. Та модель, которая казалась наиболее подходящей несколько лет назад, может не соответствовать современным реалиям, поэтому происходит переход к другой модели.

— А как вы оцениваете местное самоуправление на сельских территориях? Например, фактическая несменяемость глав в некоторых сельских муниципалитетах — это хорошо или нет?

— Власть в любом случае нужно менять. Глава не должен возглавлять муниципалитет больше двух сроков подряд. Такая ротация осуществляется очень просто: депутатами вносятся ограничения по срокам в муниципальный устав. В Уставе города Екатеринбурга такие ограничения есть. Если ограничения не внесены, значит, муниципалитету это не нужно.

— И о перспективах территориального общественного самоуправления. Есть ли у комитетов территориального общественного самоуправления (КТОСов) шанс остаться субъектами эффективного управления?

— Пока живы люди старшего поколения с их активной гражданской позицией, стоящие во главе КТОСов, комитеты будут жить.

— Недавно издана ваша книга о бывшем мэре Екатеринбурга Аркадии Чернецком. Можете сказать о ней несколько слов?

— Да, книга вышла, сейчас идёт серия мероприятий по её презентации. Книга называется «Аркадий Чернецкий: совершеннолетие власти», поскольку Чернецкий был главой города 18 лет. Аркадий Михайлович — из поколения мэров, которые сумели в 1990-е сохранить Российскую Федерацию, избавить её от потрясений.

Аркадий Чернецкий — один из муниципальных лидеров России 1990-х — начала 2000-х годов. Каждый из таких лидеров был, кстати, единственным главой муниципалитета. Чернецкий превратил город из однобоко развивавшегося индустриального центра в мегаполис, где идёт активная работа в разных отраслях хозяйства

Обращение губернатора

Уважаемые представители муниципальной власти, депутаты местных представительных органов!

Дорогие земляки! Поздравляю вас с Днём местного самоуправления!

Этот праздник призван подчеркнуть значимость развития демократических институтов, участия граждан в решении вопросов местного значения. В наши дни органы местного самоуправления ведут огромную работу по обеспечению достойной жизни земляков: обеспечивают порядок в жилищно-коммунальной сфере, занимаются благоустройством городов и сёл, поддержанием качества дорог, чистоты дворов, работы больниц, школ и общественного транспорта. Именно благодаря результатам этой работы формируется доверие граждан к государственной власти в целом. В Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Владимирович Путин подчеркнул особую значимость институтов местного самоуправления для развития российской экономики.

Предложив развернуть масштабную программу пространственного развития России и удвоить расходы на эти цели в предстоящие шесть лет, Президент отметил: «Важно, чтобы развитие городов стало движущей силой для всей страны» — и отвёл значимую роль в этой работе местным властям. Муниципалитеты Свердловской области демонстрируют хорошие показатели экономического развития, реализуют социальные программы и проекты, принимают участие в федеральных конкурсах и заслуженно побеждают.

В Свердловской области реализуется программа «Пятилетка развития», призванная вывести регион в тройку лидеров социально-эконо- мического развития в России. Важное направление программы нацелено на развитие гражданского общества и местного самоуправления. Оно подразумевает стратегическое планирование развития городов и сёл региона, мероприятия по комплексному социально-экономическому развитию и диверсификации экономики моногородов, устойчивому развитию сельских территорий. Одной из важнейших целей программы является более широкое вовлечение активных граждан в процесс управления развитием территорий, местного самоуправления. Уверен, опираясь на профессионализм и ответственность работников местного самоуправления, а также на горячую поддержку уральцев, мы успешно выполним все мероприятия программы. Желаю депутатам и работникам муниципальных органов власти дальнейших успехов в работе на благо своих земляков, а всем уральцам — счастья, здоровья, благополучия и комфортной жизни в городах и сёлах региона!

Губернатор Свердловской области Евгений КУЙВАШЕВ

Опубликовано в №70 от21.04.2018

Областная газета Свердловской области