Президент утвердил новую структуру Правительства России

школа

С выделением Министерства просвещения в отдельное ведомство его руководство сможет заниматься не только образованием в школах, но и воспитанием детей. Фото: Алексей Кунилов

Президент России Владимир Путин согласился с предложениями премьер-министра Дмитрия Медведева и подписал указ по обновлению структуры Правительства РФ. По словам самого Медведева, структура кабмина, который действовал до настоящего момента, была вполне работоспособна, но назрела необходимость произвести ряд важных изменений, направленных на её оптимизацию.

Что изменится?

Председатель правительства России будет иметь 10 заместителей (вместо 9).

Другое важное изменение – преобразование федерального Министерства связи в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Ему будут подчиняться Роскомнадзор, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, а также Федеральное агентство связи.

Кроме того, глава правительства предложил перенести работу торговых представительств из структуры Министерства экономического развития в структуру Министерства промышленности – для того, чтобы сконцентрироваться на поддержке экспорта предприятий.

Одним из важнейших преобразований стало разделение Минобразования на два отдельных органа власти – Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. В состав Министерства науки вошло и Федеральное агентство по научным организациям, которое занималось имущественными вопросами Академии наук. Фактически ФАНО как самостоятельная единица с этого момента перестало существовать. Кроме того, Министерству науки переданы сфера социальной поддержки молодёжи и в целом молодёжная политика.

Министерство просвещения

Новое самостоятельное ведомство займётся реализацией государственной политики и правовым регулированием в сфере общего, среднего профессионального и дополнительного образования. В компетенцию ведомства попадёт обучение и воспитание детей. Вопросы опеки и попечительства, социальная поддержка и защита обучающихся тоже перейдут в ведение нового министерства.

Надо отметить, что Министерство просвещения существовало в СССР с 1966-го по 1988 год и выполняло немаловажную роль в деле воспитания советских школьников. В перестроечные и постперестроечные годы государство сочло, что воспитывать детей должна только семья, и перед школой ставили лишь образовательные задачи. В связи с этим и появилась формулировка «образовательная услуга» в законе об образовании в России.

Между тем потребность именно в воспитании подрастающих граждан страны никуда не исчезла.

– К счастью, школа смогла сохранить и в самые тяжёлые 90-е годы, и в 2000-е понятие воспитательной системы, – уверен лучший директор школы России прошлого года, возглавляющий лицей №180 Екатеринбурга, Алексей Крылов. – В основном задачи воспитания реализуются через институт классного руководства. Ещё пять лет назад при начислении зарплаты учителю имелась специальная строка «за классное руководство» – так ценился труд классного руководителя. Теперь этой строки нет, труд педагогов учитывается при расчёте зарплаты, но совсем иначе.

Директор Троицкой школы №5 Талицкого ГО Светлана Чернова считает, что только благодаря усилиям по сохранению советских традиций школьного воспитания удаётся решать и многие образовательные задачи. Любая внеклассная работа педагогов направлена на формирование личности ребёнка.

Кстати

По данным Росстата, в России сегодня 44 тысячи школ, более тысячи из них находятся в Свердловской области.

О возрастании воспитательной задачи школы говорил и заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков на весенней коллегии министерства общего и профессионального образования Свердловской области:

– В последние годы воспитательная работа, которую ведёт школа, всё более востребована государством. Важной становится содержательная часть деятельности классных руководителей – руководство теперь должно учитывать не количество проведённых мероприятий, а их качество. Особое внимание – патриотическому воспитанию, в задачи школы сегодня входит формирование гражданской позиции молодого человека, любящего свою Родину. Мы уделим особое значение подготовке и переподготовке классных руководителей – эту задачу будет выполнять Институт развития образования Свердловской области…

Абсолютное большинство вопросов как раз способен решить в школе именно классный руководитель – для этого совсем не надо вводить ни заграничных тьюторов, ни новомодных кураторов. Советские традиции в школах ещё сохранены. Кто сегодня учит детей безопасности, особенно перед выходом на летние каникулы? Кто организует летнюю оздоровительную кампанию? И кто следит за ситуацией в семье, где растёт ученик? Всё это делает самый обычный классный руководитель.

– Вопросы общего образования должны быть приравнены к вопросам безопасности государства, – считает Алексей Крылов. И с этим мнением сегодня согласны директора многих школ – вслед за нынешним главой пока ещё Министерства образования и науки РФ Ольгой Васильевой, которая не раз заявляла о государственности вектора школьного образования. Сейчас, с выделением Министерства просвещения в отдельное ведомство, его руководство сможет заниматься не только образованием в школах, но и воспитанием детей.

  • Опубликовано в №83 от 17.05.2018
Областная газета Свердловской области