Перспективы Гарей: «Они выживут!»

Глава Гаринского городского округа Сергей Величко

Не все приезжают в Гари по приговору суда. Многие здесь – по велению сердца, как Сергей Величко. Фото: Алексей Кунилов

Недавно избранный по конкурсу глава Гаринского городского округа Сергей Величко рассказал в интервью "Областной газете" об основах местной экономики, туристическом потенциале Гарей и о том, когда, наконец, сделают участок проблемной дороги Гари-Андрюшино.

– Сергей Евгеньевич, главой Гаринского городского округа вы стали ровно три месяца назад. Что вас подвигло выдвинуть свою кандидатуру на эту должность?

– Желание принести пользу району, изменить что-то в лучшую сторону. Я не могу сказать, что предыдущая администрация работала плохо, но отдельные сферы можно было бы вести более эффективно.

Глава Гаринского городского округа Сергей Величко

Фото: Алексей Кунилов

– На чём держится местное хозяйство вашего района?

– Гаринский округ – это сельская местность, мы селяне. Основная деятельность у нас – в сфере заготовки и переработки древесины, это становой хребет местной экономики. Более 300 человек работает у лесопромышленников. Ещё нам очень повезло, что подрядная организация, которая меняет трубу у «Транснефти», зарегистрирована в нашем городском округе и, соответственно, платит налоги нам в бюджет. Опора округа – местная колония (учреждение АБ-239/4 ГУИН.- Прим. ред.), они много чего делают, они молодцы. В прошлом году колония произвела продукции на 10 миллионов рублей, в этом они планируют сделать на 18 миллионов. Они шьют рабочую одежду, делают деревянные поделки. У них всё своё – своя маленькая ферма на 200 свиней, куры, перепёлки. Выращивают и для своего потребления, и на продажу. Сейчас они даже взяли в аренду участок реки, чтобы обеспечивать рыбой и себя, и реализовывать её.

Глава Гаринского городского округа Сергей Величко

Фото: Алексей Кунилов

– А в других отраслях что-то делается?

– Пока это возможно только в сельхозпроизводстве, и то при поддержке сверху. Но помощь пока ещё мала. У нас огромная проблема – это транспортные расходы. Сельхозпроизводители, которые находятся близко к Екатеринбургу, как-то выживают, а у наших такой возможности нет. Это заметно даже по частным подворьям. За последние годы поголовье крупного рогатого скота сильно сократилось, но излишки молока людям всё равно некуда девать. Вообще, интересная ситуация складывается: на частных подворьях молоко продают дешевле, чем в магазине, но люди почему-то покупают магазинное. А ведь у нас много заливных лугов, и при наличии сбыта можно было бы наращивать поголовье скота.

Глава Гаринского городского округа Сергей Величко

Фото: Алексей Кунилов

– Транспортная доступность связана не только с удалённостью от рынков сбыта, но и с состоянием дорог. Недавно жители села Андрюшино, которое входит в ваш округ, жаловались, что выбраться от них можно только на тракторе…

– На днях состоялось совещание в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области по поводу дороги Гари – Таборы, и конкретно по поводу участка Гари – Андрюшино. Пять лет назад 27 километров этой дороги отремонтировали, и они пока находятся в относительно приличном состоянии. Но вот ещё 20 километров – как раз расстояние от Гарей до Андрюшино – капитально не ремонтировались, и это сыграло свою роль. Деньги выделялись на поддержание дороги, на то, чтобы подсыпать гравия, но не выделялись на работы по созданию кюветов, на укрепление верхнего слоя дорожного полотна щебнем. В результате получилось, что полотна как такового там нет вообще. Эта проблема возникла не сейчас, дорога и три года назад была в таком состоянии. Теперь это такая же проблема, какая недавно была в Серебрянке. Но там проблему решили, а у нас – нет. Муниципалитету с ней не справиться: на ремонт участка в 20 километров потребуется как минимум 400 миллионов рублей, а у городского округа весь бюджет на этот год – 214 миллионов. Основные расходы бюджета – это культура, образование и немного благоустройства. Всего два миллиона выделено на местные дороги. Семьсот тысяч мы уже израсходовали – подсыпали щебёнкой дороги в самих Гарях, подремонтировали дорогу до кладбища. Отвезли щебня и в Андрюшино. Это всё, что мы можем сделать с дорогой.

Глава Гаринского городского округа Сергей Величко

Фото: Алексей Кунилов

Министр транспорта и дорожного хозяйства Василий Старков озадачился решать нашу проблему, он очень жёстко разговаривал с дорожниками – из-за того, что год назад была уже эта тема, но пока всё по-прежнему. Министр определил сроки, в этом году идёт подготовка проектно-сметной документации, потом будут торги по отдельным участкам дороги, и в 2019 году её начнут делать. А основной виновник нынешнего плачевного состояния этой дороги – «Транснефть» и её подрядные организации. По этому участку ходят их вездеходы, возят вахтовиков, по нему же доставляли трубы для нефтепровода «Сургут – Полоцк», всё это и разбило дорогу. Нефтяники согласны предоставить технику для проведения неотложных работ, выделить трактор, бульдозер, но на восстановление дорожного полотна средств у них не запланировано. Они могут помочь только техникой, в том числе обеспечить один-два раза в неделю вездеход для поездок жителей. Вообще проблема не только с дорогой. Есть вантовый мост через реку Сосьва, в 18 километрах от Гарей. Вантовый мост на стальных подвесках, которые стали рваться оттого, что по нему возили самосвалами щебень для строительства, возили тяжёлые конструкции, возили трубы. Мост не выдерживает.

Глава Гаринского городского округа Сергей Величко

Фото: Алексей Кунилов

– Есть ли положительные моменты в отдалённости Гарей от областного центра?

– У нас дикая, неиспорченная природа – всё, как было 100-200, а то и 300–400 лет назад. Поэтому наш потенциал – в развитии туризма. К нам часто приезжают отдыхать. Во второй половине августа – в сентябре, когда уже нет комаров, а в лесах полно грибов и ягод, к нам просто паломничество. В реках и озёрах – щука, лещ, язь, карась. Часто приезжают для рыбалки и отдыха. Для молодёжи поездка на отдых в Гари – просто экстрим, а многие горожане, уже ближе к пенсионному возрасту, покупают дома, оформляют в собственность земельные участки. А что здесь не жить, если не лениться? Река рядом, рыба будет всегда. Ягоды-грибы, охота…

– А отдалённость от региональной власти – это хорошо или плохо?

– Близко к власти, далеко от неё – это не принципиально. Нам нужно надеяться на свои силы и не ждать особой помощи. Если с бюджетом обращаться осторожно, тратить с умом, то можно развивать и социалку, и производство. Могу сказать одно – перспективы у Гаринского округа есть, и он выживет.

Досье

Величко Сергей Евгеньевич родился в 1957 году в Ставропольском крае. Окончил Ярославский политехнический и Свердловский юридический институты. Работал в леспромхозе в Калининской области, строил леспромхоз в Гарях. В советское время работал в милиции Гаринского района. В 1990-2000-е годы занимался предпринимательством. 2 марта 2018 года был избран главой Гаринского городского округа.

  • Опубликовано в №95 от 02.06.2018
Областная газета Свердловской области