Павел Креков:«Мы имеем полное право позиционировать себя как культурный центр»

Министр культуры Свердловской области Павел Креков: «Потенциал у наших людей значительный, и весь вопрос лишь в умении правильно им распорядиться». Фото Станислава Савина.

Министр культуры Свердловской области Павел Креков: «Потенциал у наших людей значительный, и весь вопрос лишь в умении правильно им распорядиться». Фото Станислава Савина.

11 февраля губернатор Свердловской области назначил министра культуры. Спустя неделю после вступления в должность, Павел Креков дал корреспонденту «ОГ» своё первое интервью.

Досье «ОГ»

Павел Владимирович Креков родился в 1964 году в Щучинске Кокчетавской области Казахской ССР. В 1986 году окончил Тюменский государственный университет по специальности «История, преподаватель истории и обществознания». Начал карьеру в 1986 году с должности учителя в средней школе Щукинска и долгое время был директором школы. В 1995 году перешёл на работу в администрацию города Тобольска и прошёл карьерный путь до заместителя главы города по социальным вопросам. Позже был директором департамента образования администрации Тюмени.

В Свердловской области первым назначением для Павла Крекова стала должность первого заместителя министра общего и профессионального образования региона в 2012 году.

Кстати, Павел Владимирович стал третьим министром культуры за всю историю Свердловской области. Первым была Наталья Константиновна Ветрова, вторым — Алексей Феликсович Бадаев.

— Вы достаточно долгое время работали в Тюмени. Можете ли сравнить Тюменскую и Свердловскую области с точки зрения культурного потенциала?

— Две эти области совершенно разные и сравнивать их невозможно. Свердловская — активно создаёт и транслирует культурные ценности. Что же касается других областей и Тюменской в том числе, то они в большей степени являются потребителями культуры, нежели её поставщиками. Так сложилось исторически. Свердловская область имеет полное право позиционировать себя не только как промышленный, но и как культурный центр. Нам нужно этому соответствовать. В этом смысле мы самодостаточны.

— Вступив в новую должность, какие вопросы вы начали решать в первую очередь?

— Первые дни своей работы я стараюсь посвятить знакомству с теми учреждениями культуры, которые определяют лицо всей сферы. Конечно, прав будет тот сельский библиотекарь, который скажет, что он лицо культуры для сотни своих посетителей, но в масштабе области я говорю сейчас о тех, кто представляет нас в стране и мире. Так, Уральский филармонический оркестр, как мне кажется, является сегодня нашей визитной карточкой. А ЕГТИ определяет уровень развития театрального искусства в регионе. В области достаточно сильный музейный комплекс: Верхотурье, например, имеет большие перспективы развития. Театр оперы и балета находится в постоянном росте, который необходимо поддерживать. ТЮЗ на сегодняшний день — в сложной ситуации в связи с ремонтом здания, и мы должны сделать всё возможное вместе с городом, чтобы помочь театру сохранить свой творческий потенциал, несмотря на временные трудности. Этот перечень можно продолжать очень долго. Мне бы хотелось, чтобы и в Екатеринбурге, и в области в целом было единое культурное пространство с наименьшим количеством аутсайдеров.

— Но это же зависит не только от господдержки, но и от самих людей.

— Это правда. Необходимо понимать, что культура определяется во многом теми людьми, которые в этой сфере работают. И вопрос о качестве кадров никто не отменял. В первую очередь необходимо подумать о подготовке специалистов в сфере культуры: каковы их методы работы и результаты. На сегодняшний день мы предъявляем к ним достаточно высокие требования. Проблемой подготовки кадров, безусловно, занимались и мои предшественники. Но сегодня всё ускоряется, и на реализацию проектов, и соответственно на получение достойного результата уходит порой гораздо меньше времени, чем раньше. Потенциал у наших людей значительный, и весь вопрос лишь в умении правильно им распорядиться.

— С проблемой нехватки кадров сегодня в первую очередь сталкивается не Екатеринбург, а города области.

— Действительно, сегодня существует серьёзный кадровый голод. Но в сфере культуры порой не столько важно количество, сколько качество. Я сторонник инвестиций в людей. Например, перед Театральным институтом мы сейчас ставим вопрос о возможности подготовки специалистов для городов области. Оказывается, чем дальше от Екатеринбурга, тем меньше процент актёров с профессиональным образованием. Мы должны постараться сохранить тех специалистов, которые уже есть, и подготовить новых. И с тем же театральным, например, мы сейчас серьёзно думаем о создании целевого набора. Эта программа может финансироваться нами вместе с муниципалитетами. Но я вижу нашу задачу ещё и в том, чтобы, получив достойное образование, человек имел желание вернуться в родной город.

— Дефицит кадров в нашей области связан ещё и с нехваткой руководителей, способных работать в сфере культуры.

— Конечно же, мы должны готовить соответствующих менеджеров. К сожалению, в маленьких городах перед молодыми специалистами часто встаёт вопрос трудоустройства. Безусловно, возобновление практики распределения или целевого обучения решило бы эту проблему.

— Чему вы лично отдаёте предпочтение в плане культурного отдыха, когда выдаётся такая редкая возможность?

— Я стараюсь, чтобы она была нередкой. Всегда считал для себя сферу культуры родной и, ещё будучи студентом, всегда старался как можно чаще посещать театры и концерты. Во многом благодаря этой хорошей привычке я стал неплохо ориентироваться в культурном пространстве. Какие-то особые предпочтения, естественно, сложились не сразу. Мне очень близок Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой. А если говорить о Екатеринбурге, то особых предпочтений в городе у меня пока не сложилось. Но могу сказать, что в последние годы я всегда с большим интересом приходил в Театр оперы и балета, бывал на спектаклях «Коляда-театра» и ТЮЗа (их «Анну Каренину» я вспоминаю до сих пор).

— А если говорить о личных увлечениях?

— Я очень люблю киносказку, особенно — фильмы Александра Птушко. Совершенно серьёзно могу сказать, что занимаюсь изучением его творчества примерно с 7-го класса (тогда я впервые увидел его работу «Руслан и Людмила»). Много позже мне посчастливилось познакомиться с его семьёй, которая ввела меня в мир кино. Думаю, что смог бы написать небольшую монографию по сказке как киножанру. В нашей культурологии эта тема практически нетронутая. Это моё хобби, то, что больше всего люблю.

Областная газета Свердловской области