«Никакого местного самоуправления в Екатеринбурге нет»

Подконтрольные городской власти Екатеринбурга СМИ на всех перекрёстках кричат: «Руки прочь от местного самоуправления!» Прежде всего от того, которое сложилось в областном центре, поскольку оно эффективно и представляет собой подлинное народовластие. Насколько это соответствует действительности, мы решили поговорить с известным учёным, профессором Анатолием Гайдой, ныне советником губернатора Евгения Куйвашева на общественных началах. Он много лет отдал как практической работе по организации системы власти на Среднем Урале, так и теоретическим исследованиям по этой теме.

— Один из основных доводов противников реформирования МСУ в Свердловской области — что намечаемые изменения, к примеру, в Екатеринбурге, уничтожат царящее там подлинное само-управление и вообще противоречат Европейской хартии местного самоуправления. Согласны ли вы с этим, Анатолий Войцехович?

— А давайте раскроем этот международный документ и посмотрим, что там написано. Читаю: «Под местным само-управлением понимается право и реальная способность органов самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

Основным же инструментом власти в рамках местного самоуправления является представительный орган. И дальше в Хартии написано ещё интересней: «Советы или собрания (то есть органы местного самоуправления) могут располагать подотчётными им исполнительными органами». И везде подчёркнуто, что исполнительная власть подконтрольна, подотчётна представительной.

— Тогда как про Екатеринбург такого не скажешь.

— Как и про Нижний Тагил и другие большие города России (а не только Свердловской области). Практически все вопросы решает администрация. Поэтому я и спрашиваю, чем отличается местное самоуправление, например в Екатеринбурге, от государственной власти? Ничем! Тогда и признайте, что оно — вид государственной власти! У меня тогда и вопросов не будет.

А как вам нравится ситуация, когда депутаты в Екатеринбурге много лет пытаются познакомиться с реестром муниципальной собственности? И что вы думаете, они его получили? Не показали им этого реестра! И как граждане могут участвовать в таком «самоуправлении»? Поэтому реформа и не нравится руководителям Екатеринбурга.

— Я правильно понимаю, что реформа и должна позволить горожанам само-управляться?

— Именно так. На одного депутата в столице Урала приходятся десятки тысяч избирателей. Ну разве может один депутат знать проблемы каждого из этих десятков тысяч?!

Потому-то у нас представительная власть и носит такой декоративный характер. Переходом же к подлинному народовластию станет увеличение представительства граждан после реализации реформы в несколько раз. Так, если сегодня в Екатеринбурге всего 36 депутатов, то после организации районных представительных органов депутатов в городе будет свыше полутора сотен. Они будут знать конкретные проблемы горожан и пытаться их решать.

— Но руководство областного центра тоже кивает на народ и предлагает узнать его отношение к реформе, проведя голосование по правилам референдума. Что вы думаете по этому поводу?

— А что тут думать, коли это дело незаконное. Кстати, у властей Екатеринбурга наблюдалась поразительная эволюция во взглядах на реформу. Первоначально, когда обсуждался федеральный закон (после его принятия), руководители Екатеринбурга сказали, что он к городу никак не относится. Но после того, как им доказали, что это противоречит духу и букве федерального закона (который внёс изменения в 131-й закон), они нашли другой аргумент. Да, реформа будет, но её будет определять с помощью референдума население. Но и тут им доказали, что это неправильно, так как недавно принят ещё один закон, который добавляет несколько очень принципиальных моментов. Теперь все вопросы по учёту общественного мнения, все нюансы будут регулироваться областным законом.

— Сколько времени займёт реформирование МСУ у нас в области?

— Я думаю, что часть новых законов — в пределах четырёх-пяти — будет рассмотрена перед отпуском депутатов Законодательного Собрания. Это — рамочные законы, которые определят организацию самоуправления в Свердловской области. А после вступления их в силу (это произойдёт, видимо, осенью) будут приняты законы уже по реализации конкретных мер в отдельных муниципальных образованиях.

Если законы будут приняты осенью, то отсчитывайте шесть месяцев. И к весне следующего года могут пройти выборы в муниципальных образованиях.

Сюжет

Реформа местного самоуправления
В мае 2014 года президент России Владимир Путин подписал новую редакцию закона о местном самоуправлении.

Областная газета Свердловской области