Михаил Ершов: «В жизни муниципалитетов нет мелочей»

руководитель комитета по региональной политике и развитию местного самоуправления  ЗССО Михаил Ершов

Фото: Алексей Кунилов

Местное самоуправление – тот уровень власти, который теснее всего соприкасается с населением. И по тому, насколько эффективно работает родной муниципалитет, судят о власти в целом. Поэтому законотворческий процесс в этой сфере не останавливается. В прошлом году комитет по региональной политике и развитию местного самоуправления стал вторым среди восьми комитетов Законодательного собрания Свердловской области (после комитета по социальной политике) по количеству рассмотренных вопросов и созданных рабочих групп: было рассмотрено 119 вопросов, в том числе – 31 законопроект. О четырёх самых важных и интересных рассказал руководитель комитета Михаил Ершов.

Новая система выборов глав в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле

– Так называемая "советская" система, когда депутаты выбирают из числа кандидатов предложенных комиссией, на мой взгляд, самая действенная. Из крупных российских городов практически все уже пришли к ней. Можно навскидку назвать десятка три уральских муниципалитетов, которые в разное время пострадали от того, что во власть приходили популисты, умевшие красиво говорить и зарабатывавшие очки на критике действующей власти. Ничего хорошего из этого не выходило: на несколько лет территория останавливалась в развитии.

За счёт того, что отбор получается многоступенчатым, к управлению приходят действительно подготовленные люди. Жители выбирают самых достойных кандидатов в депутаты, а депутаты, в свою очередь, выбирают более подготовленного, более грамотного претендента на пост мэра с самой эффективной программой развития города. По опыту могу сказать, что когда кандидатам дают слово для представления программы, то даже самые ярые оппозиционеры признают, что тот или иной кандидат объективно сильнее. Так возникает хорошая, рабочая связка «глава – представительный орган власти». Каждый год глава отчитывается перед депутатами, происходит анализ работы муниципалитета за год. Два неуда подряд – повод для отставки, но это уже исключение из правил. В абсолютном большинстве территорий главы, избранные по новой системе, успели по нескольку раз отчитаться перед представительными органами.

В Екатеринбурге и Нижнем Тагиле новая система тоже успешно работает. Когда готовились проекты законов о переходе на новую систему в обоих муниципалитетах, общественность и СМИ говорили: нужен сильный мэр. В обоих городах это удалось.

На пресс-конференции по итогам прошлого года журналисты спросили меня, какой принятый законопроект был самым важным. Я назвал два: переход на новую систему выборов глав Екатеринбурга и Нижнего Тагила и возвращение буквы «ё». Журналисты удивились: мол, абсолютно разные по значимости вопросы. А я ответил: одинаковые, потому что напрямую касаются людей.

Возвращение буквы «ё» в названия населённых пунктов

– Казалось бы, точки – мелочь, но эта мелочь коснулась жителей 51 населённого пункта в 27 муниципальных образованиях области – это около 13 тысяч человек. Путаница с буквами в документах возникала по разным причинам, включая банальные опечатки и отсутствие буквы «ё» на печатных машинках. Сложно сосчитать, сколько юридических споров это вызвало, особенно в имущественных отношениях. Пример: два человека родились в одной семье, только у одного в паспорте название населённого пункта – с «ё», у второго – с «е». Когда возникает вопрос в части наследования, по формальным признакам это два разных населённых пункта: приходилось доказывать, что это не так.

Отлов и содержание безнадзорных собак

– 27 декабря 2018 года вышел федеральный закон «Об ответственном обращении с животными». Закон был долгожданным: в первом чтении он принимался ещё весной 2011 года. Ко второму чтению поступило 360 поправок, в том числе 15 поправок предложили депутаты Законодательного собрания Свердловской области, но в окончательный вариант документа они не попали.

Особенность закона в том, что его основные статьи вступают в силу только с января 2020-го. Они касаются утверждения перечня потенциально опасных собак, содержания животных, используемых в культурно-зрелищных целях, организации деятельности приютов для животных и деятельности по обращению с животными без владельцев. До вступления их в силу должны быть приняты нормативные акты на уровне Правительства РФ. Но муниципалитеты, которым делегировали данные полномочия, заключили контракты на работы по отлову собак и должны уже сейчас работать в рамках закона. Поэтому мы разбили работу на два этапа. На первом этапе внесены изменения в областной закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак» и в утвержденные им Методики». Эти изменения уточняют формулировки переданных полномочий. В апреле начнётся разработка второй части областного закона, где будут прописаны вопросы их финансового обеспечения.

Рабочая группа собирается раз в полгода. Кроме депутатов Заксобрания, в неё входят представители Уральского института регионального законодательства, прокуратуры и департамента ветеринарии, области и зоозащитники. Обязательно приглашаем глав муниципалитетов и депутатов местных дум, потому что реализация закона в разных населённых пунктах идёт по-разному. В прошлом году, например, 8 муниципалитетов отказались от субсидий на возмещение затрат по отлову и содержанию безнадзорных животных. Не у всех территорий есть возможность и потребность создавать отдельные приюты для животных. Поэтому одно из предложений комитета – рассмотреть возможность создания в области межмуниципальных приютов.

Поддержка сельских старост

– В апреле прошлого года Президент Владимир Путин подписал закон, который вводит институт старосты сельского населённого пункта, а также определяет порядок его назначения и полномочия. В этом году создана рабочая группа по подготовке проекта регионального закона о регулировании отдельных вопросов деятельности сельских старост. Человек, который следит за порядком и к которому можно обратиться, должен быть в каждом населённом пункте, но нужно учитывать несколько важных моментов. Во-первых, у сельского старосты должна быть мотивация заниматься этой работой на общественных началах. Для этого надо предусмотреть варианты поощрения. Это могут быть налоговые льготы, компенсация расходов на транспорт и услуги связи, право первоочередного приёма у главы муниципального образования и право участвовать в заседаниях представительных органов муниципалитетов. Во-вторых, каждая территория имеет свою специфику. Есть муниципалитеты, где расстояние между населёнными пунктами – 5–10 километров, а есть такие, где населённые пункты разбросаны на несколько десятков километров друг от друга. Соответственно, меры их поддержки тоже будут различаться. В-третьих, необходимо прописать механизм назначения сельских старост. Предложения в проект закона вносят депутаты местных дум, управляющие управленческими округами и представители департамента по местному самоуправлению и стратегическому развитию территорий областного правительства. В ближайшее время снова соберём рабочую группу и обсудим проект закона более детально.

  • Опубликовано в №49 от 21.03.2019 
Областная газета Свердловской области