Татьяна Мерзлякова обозначила свою позицию по закону о домашнем насилии

Татьяна Мерзлякова

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова (третья слева) считает, что профилактика домашнего насилия нужна, но в очень деликатной форме. Фото: Виктор Вахрушев

В Екатеринбурге прошёл международный семинар в рамках совместного проекта Совета Европы и Министерства труда и занятости России «Межведомственное сотрудничество: модели предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием». Европейские и российские эксперты обменялись опытом в борьбе с домашним насилием в регионах и обсудили способы решения этой проблемы.

Госдума РФ начала обсуждать законопроект о профилактике семейно-бытового насилия прошлой осенью. В течение нескольких месяцев российское общество разделилось на два лагеря. Одни категорично высказываются за введение в России норм контроля за отношениями в семье наподобие тех, что действуют в странах Европы. Другие – против любого вмешательства в семейные дела как государства, так и некоммерческих объединений и других общественных структур, если там, конечно, не совершается преступление. Тем более что в регионах есть успешный опыт помощи пострадавшим от насилия в семье и в рамках действующего законодательства. Так, в Свердловской области уже много лет некоторые общественные организации занимаются именно этим.

– Европа в защите потерпевших от домашнего насилия женщин и детей руководствуется положениями и нормами Стамбульской конвенции, которая была принята в 2012 году. Её подписали 33 страны, Россия – нет, – говорит Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, принявшая участие в семинаре по борьбе с домашним насилием. – Надо признать, что с законом о декриминализации статьи 116 Уголовного кодекса РФ за домашние побои у нас поторопились – улучшилась только статистика. Но и действующая в Европе Стамбульская конвенция России не подходит: у наших людей совершенно другой менталитет, мы не потерпим вмешательства в способы воспитания собственных детей, например. В Европе органы соцзащиты действуют бесцеремонно: могут забрать детей даже до решения суда, если считают, что в семье что-то не так. В борьбе с домашним насилием у каждой страны свой путь.

По мнению Татьяны Мерзляковой, России нужен единый координационный центр для более эффективного взаимодействия полиции, кризисных центров (их в Свердловской области шесть), органов социальной политики, ГУФСИНа и некоммерческих организаций. Пока в этой роли чаще всего выступает аппарат Уполномоченного по правам человека, который даже иногда называют «диспетчером по насилию».

– Профилактика домашнего насилия в нашей стране нужна в деликатной форме, – отметила Татьяна Мерзлякова.

В тему

Проект межведомственного сотрудничества – составная часть совместного проекта Совета Европы и Правительства РФ «Сотрудничество в области реализации Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин на 2017 – 2022 годы». В нём два основных направления: предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия по отношению к ним и расширение их участия в общественно-политической жизни. Финансируется Европейским союзом.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №032 от 21.02.2020 под заголовком «Татьяна Мерзлякова обозначила позицию по закону о домашнем насилии»
Областная газета Свердловской области