Павел Крашенинников: «Каждый Президент России доверял ему Гражданский кодекс»

Год назад, в сентябре 2017 года Вениамин Яковлев (в центре в первом ряду) и Павел Крашенинников (за ним) выступили докладчиками на Всероссийском юридическом форуме "Реформа гражданского законодательства: ожидания и реальность". Фото: Компания «ГАРАНТ»

Год назад, в сентябре 2017 года Вениамин Яковлев (в центре в первом ряду) и Павел Крашенинников (за ним) выступили докладчиками на Всероссийском юридическом форуме "Реформа гражданского законодательства: ожидания и реальность". Фото: Компания «ГАРАНТ»

Завтра исполнится 40 дней, как нет с нами Вениамина Фёдоровича Яковлева. Его прах приняла уральская земля. Именно здесь прошла значительная часть его жизни, здесь произошло его становление и как личности, и как выдающегося правоведа.

«Выбор профессии был связан с войной»

Вениамин Фёдорович родился в посёлке Петухово – ныне городе Курганской области. Его семья происходила от крестьян, переселившихся на Урал в начале XIX века из центральной России. Когда Вениамину было 9 лет, его отец погиб на фронте, и он остался единственным мужчиной в семье. Как и многим детям войны, ему пришлось слишком рано ощутить груз ответственности за себя и за своих близких.

Школу Вениамин заканчивал в городе Ишим Тюменской области. Тогда в этих местах находилось немало представителей интеллигенции, оказавшихся там не по своей воле во времена сталинских репрессий. Такой круг общения вкупе со страстью к чтению – в основном, конечно, художественной литературы, оказали решающее влияние на формирование личности юноши. Для него выбор профессии не был трудным – только право, которое и есть синоним справедливости.

– Выбор профессии, думаю, был связан с войной. С одной стороны, народ сплочён и настроен на победу, но немало было во время войны и прохиндеев, которые использовали беду в своих интересах… Перед поступлением в справочнике я нашёл Свердловский институт и приехал туда поступать. Конкурс был очень большой, тем более что фронтовики проходили независимо от количества набранных баллов. Со школьного брата спрашивали по полной программе, – рассказывал сам Вениамин Фёдорович.

Поступить в Свердловский юридический институт и в те времена было непросто, но Вениамин сумел сделать это с первой попытки и с блеском его окончил. Он был одним из лучших выпускников и мечтал поступить в аспирантуру. Но в его личном деле имелась запись, что его дед был кулаком. И хотя всем хорошо было известно, как «записывали» в кулаки в начале 1930-х – на дворе был 1953 год, и с мечтой пришлось повременить. Вениамин Фёдорович был направлен в юридическую школу в Якутск, где преподавал около трёх лет.

После того, как «отец народов» почил в бозе, мало кого интересовали «закавыки» в биографиях дедов и прадедов коллег по работе. Вениамин Фёдорович, несмотря на его «вопиющую» молодость, был назначен на должность директора школы и принят в члены КПСС. После закрытия сети юридических школ Минюста Яковлев перешёл на работу в органы прокуратуры, а в 1960 году обрёл вожделенную возможность посвятить себя юридической науке.

Началась, казалось бы, стандартная профессорская карьера: старший преподаватель, доцент, декан вечернего факультета Свердловского юридического института, проректор института и заведующий кафедрой. В 1973 году – защита докторской диссертации на тему «Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений», ставшая основой его творческого наследия. Я познакомился с Вениамином Фёдоровичем как с проректором института как раз в середине 1980-х, когда был студентом. Помню, нам разрешали сбегать на его лекции по гражданскому праву с других. И мы сбегали.

«Задул ветер перемен»

Во второй половине 1980-х незаурядные личности и высокие профессионалы своего дела стали востребованы в эпицентре политических землетрясений – в Москве. В 1987 году Вениамин Фёдорович был назначен директором ВНИИ советского законодательства при Верховном Совете СССР. Институт тесно сотрудничал с Комитетом по законодательству при Верховном Совете РСФСР, представленным такими выдающимися юристами как Сергей Сергеевич Алексеев и Юрий Хамзатович Калмыков. Совместными усилиями разрабатывались основы законодательства, которые впоследствии стали фундаментом Гражданского кодекса РФ. Во многом с их подачи на XIX конференции КПСС 1988 года впервые была провозглашена идея создания в СССР правового государства – одна из резолюций конференции называлась «О правовой реформе» и призывала к безусловному верховенству законов, а не административного аппарата.

Высокий авторитет среди коллег и глубокое уважение со стороны политических лидеров стали залогом единодушного утверждения Яковлева Верховным Советом СССР в качестве министра юстиции СССР в 1989 году. На этот пост он пришёл, имея развернутую программу реформирования министерства. Интересно, что проектов программы было два: первый – подготовленный в Минюсте и розданный депутатам, второй – написанный Вениамином Фёдоровичем. Вторую программу раздали на заседании профильного комитета и перед пленарным заседанием. Главным направлением в работе Минюста стала подготовка нормативной базы для демократизации и реформирования экономики СССР путём последовательного проведения рыночных преобразований.

Время было неспокойное. Начались процессы, которые в конечном счёте и привели к распаду СССР. Министру юстиции приходилось участвовать в решении правовых вопросов, связанных с национальными конфликтами (Средняя Азия, Грузия, Нагорный Карабах), новым законодательством о труде, авторским правом, законами об акционерных обществах, совместных предприятиях.

Вениамин Фёдорович как никто понимал, что главным звеном в решении назревающих проблем, приводящих к разбеганию союзных республик, является правовое регулирование экономики, которое непременно приведёт к необходимости экономического судопроизводства. Поэтому он сам вышел на Верховный Совет с просьбой о назначении его на пост Главного Государственного Арбитра. К моменту утверждения его в этой должности Съездом народных депутатов СССР с его участием был принят «Закон об Арбитражном суде СССР», в соответствии с которым Яковлев теперь именовался председателем Высшего Арбитражного суда СССР.

После распада СССР Вениамин Фёдорович остался верен этой идее. В 1992 году Съезд народных депутатов РФ избрал его председателем Высшего Арбитражного суда. Волею судьбы я присутствовал на этом заседании. Выступление Яковлева было лаконичное и настолько убедительное, что единственный вопрос «А кого же ещё?» публично так и не прозвучал. Голосовали депутаты, конечно, единогласно.

Более 12 лет жизни, все свои физические и духовные силы, знания и жизненный опыт Яковлев посвятил созданию и развитию принципиально новой для нашей страны системы Арбитражных судов Российской Федерации. При его непосредственном участии были разработаны и приняты основополагающие законы: «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Он умел убеждать людей

Вениамин Фёдорович участвовал в подготовке двух самых важных для государства правовых актов — Конституции и Гражданского кодекса РФ. Лично с ним я познакомился в 1993 году, когда переехал в столицу – тогда в Центре частного права при президенте начала формироваться рабочая группа по разработке Гражданского кодекса. Я представился ему как его студент, но несмотря на это, Вениамин Фёдорович сделал всё, чтобы между нами не было никакого барьера. Тогда на почве Гражданского кодекса и общей альма-матер мы стали тесно общаться с ним и нашими земляками — юристами.

Фото: Алексей Кунилов

Каждый президент новой России доверял ему Гражданский кодекс. Борис Николаевич Ельцин говорил, что без него кодекс не пробить. Почему? Потому что Вениамин Фёдорович умел разговаривать с людьми, простым языком убеждать разные политические группы в том, что им это нужно. А ещё он умел ввернуть шутку, никого не обижая. Помню, когда я в 1996 году защищал в МГУ докторскую диссертацию, он был моим оппонентом. Оценивая работу, он сказал: «Диссертация очень зрелая, в отличии от диссертанта».

Вениамин Фёдорович оставался незаменимым и после избрания Владимира Владимировича Путина, Дмитрия Анатольевича Медведева. По всем вносимым поправкам в Гражданский кодекс именно он был официальным представителем президента в Госдуме. Когда в марте Владимир Владимирович был избран на очередной срок, встал вопрос — как быть с Вениамином Фёдоровичем, которому тогда было 85 лет. Поскольку он гуру в нашей стране, признанный в мире специалист по гражданскому праву, он вновь после 13 лет работы был назначен советником главы государства. Но продолжил свой путь, к сожалению, недолго.

Неугомонный характер Яковлева не позволял ему ограничиться только научной и государственной деятельностью. Много сил и времени он отдавал общественной работе. Вениамин Фёдорович – один из организаторов и бессменный руководитель Ассоциации юристов. Своим авторитетом эта организация, объединяющая юристов всей страны, обязана и ему.

Вениамин Фёдорович оставил нам не только свои научные труды, не только целую плеяду воспитанных им юристов, не только систему Арбитражных судов Российской Федерации, но и главную идею своей жизни – создание в нашей стране правового государства. Вениамин Фёдорович бережно относился к памяти российских юристов, посвятивших свою жизнь служению праву, борьбе за создание правового государства. Так же бережно мы будем относиться к памяти выдающегося государственного деятеля, правоведа и человека

  • Опубликовано в №157 от 31.08.2018
Областная газета Свердловской области