«Правовая столица» России – на Урале?

В июне 2019 года в Екатеринбурге пройдёт заседание Совета при Президенте России по кодификации гражданского законодательства, посвящённое 25-летию Гражданского кодекса РФ.

В июне 2019 года в Екатеринбурге пройдёт заседание Совета при Президенте России по кодификации гражданского законодательства, посвящённое 25-летию Гражданского кодекса РФ.

На вопросы «Областной газеты» отвечает Павел КРАШЕНИННИКОВ, председатель комитета по государственному строительству и законодательству Государственной думы РФ, председатель Совета при Президенте России по кодификации гражданского законодательства.

– Павел Владимирович, 29 января на встрече с губернатором Евгением Куйвашевым вы назвали Екатеринбург «правовой столицей» России. Это не перебор?

- Я действительно так считаю. Так уж распорядилась история. После октября 1917 года все юридические факультеты в нашей стране были закрыты, потому что большевики, совершая революцию, были уверены в скором отмирании и самого государства, и права как его важнейшего атрибута. А правительство Колчака в Иркутске в 1918 году открыло университет, в котором был и юридический факультет. Чуть позже, когда советская власть поняла, что без права страна не может существовать, на основе этого факультета был создан Сибирский юридический институт, переехавший затем в Свердловск. И благодаря этому именно на Урале юридические образование и науки стали возрождаться особенно интенсивно. Здесь работали такие выдающиеся правоведы, как Александр Винавер и Борис Черепахин, получившие юридическое образование ещё до революции в Московском и Казанском университетах, другие всемирно известные юристы. Причём наш вуз изначально специализировался на конкретных отраслях права, а сложившаяся на Урале цивилистическая школа стала одной из лучших в стране. Трудно переоценить уральский вклад в разработку нынешней Конституции страны, над которой работали наши выдающиеся юристы Сергей Алексеев и Станислав Хохлов. И второй по значимости юридический документ страны — Гражданский кодекс — создан ровно 25 лет назад, при непосредственном участии тех же Алексеева, Хохлова и ещё одного прославленного правоведа-уральца Вениамина Яковлева. Потому что к началу 1990-х годов кафедра гражданского права в Свердловском юридическом институте была самой большой и самой, пожалуй, авторитетной в СССР. 

Павел Крашенинников, председатель комитета по государственному строительству и законодательству Государственной думы РФ
В 1989-1993 годах Павел Крашенинников преподавал на кафедре гражданского права в Свердловском юридическом институте. Фото: Алексей Кунилов

Но это история. А какие позиции в юридической науке и подготовке кадров для юриспруденции занимает сегодня Уральский юридический университет? Ведь по сравнению с советскими временами у нас количество учебных заведений, готовящих специалистов права, выросло в разы.

- Не в разы, а во многие десятки раз. В СССР было всего четыре юридических вуза, а сегодня в России их более сотни. Но, к сожалению, при росте количества снизилось качество их работы. Это касается не только юридического, а всех видов профессионального образования, высшего в том числе, которое, увы, сильно просело у нас. С другой стороны, именно на фоне этих сотен новоиспечённых вузов Уральский юридический университет резко выделяется в лучшую сторону. Конечно, есть ещё очень сильные юрфаки в МГУ, в Санкт-Петербургском и Казанском университетах. Но это именно факультеты, там специализация внутри вуза идёт в целом по праву. А в УрГЮУ специализация осуществляется внутри вуза по конкретным отраслям права. В России сегодня всего три таких университета. Кроме Уральского это Московский имени Кутафина и Саратовский. Причём Уральский по многим позициям сегодня лучший на территории не только России, но и всего СНГ. В области гражданского права – точно самый лучший, это признано всеми. Поэтому мы и решили провести именно здесь, в Екатеринбурге, первое выездное заседание Совета при Президенте России по кодификации гражданского законодательства.

– Какие вопросы намерены там рассмотреть?

- Рассмотрим несколько законопроектов, заслушаем несколько докладов не только членов Совета, но и коллег по юридическому цеху. 

Законопроекты по внесению изменений в Гражданский кодекс?

- Указом президента нашему Совету определена обязанность рассматривать не только законопроекты, меняющие Гражданский кодекс, но и все проекты правовых актов, в которых есть наличие норм гражданского права. А это почти все акты, связанные с экономикой — не зря ведь Сергей Алексеев называл Гражданский кодекс «экономической конституцией». Но Гражданский кодекс регулирует также права и свободы граждан, а значит, речь может идти и о жилищном законодательстве, и о семейном праве. Вчера, например, я говорил с вице-премьером Максимом Акимовым о законопроекте, связанном с цифровыми правами, который он намерен внести в Госдуму. На следующей неделе мы его рассмотрим, вполне возможно, сделаем доклад по цифровым правам, которые меняют не только экономику, но и взгляд на жизнь, на контракты, на защиту прав.

– А как часто вообще собирается ваш Совет?

- Раз в месяц. Но это не значит, что мы работаем раз в месяц. К нам приходят документы из правительства, из администрации президента, из Госдумы, из Совета Федерации, из министерств на разных стадиях. Мы их смотрим, делаем экспертные заключения по ним, которые используются затем правительством и парламентом, и эта работа текучая, повседневная.

– По мере поступления документы рассматриваете?

- Не по мере поступления, они у нас постоянно есть, и всё время этот вал надо рассматривать, иногда очень оперативно надо решать вопросы.

– Как давно создан ваш Совет и почему раньше вы не проводили его выездных заседаний?

- Совет был создан в 1999 году, так что у нас в этом году ещё один юбилей — 20-летие этого органа. Да, действительно, так получилось, что ни разу выездные заседания мы ещё не проводили, хотя в Указе об организации Совета есть пункт, дающий нам право проводить выездные заседания. Но наши коллеги — члены Совета при Президенте РФ по правам человека, возглавляет который Михаил Федотов, такую форму работы используют регулярно, и мы решили воспользоваться их опытом. Считаю, что будет очень полезным почаще выезжать в регионы не поодиночке, что мы и раньше делали, а именно всем составом Совета. Хотя бы раз в год и прежде всего – в основные юридические центры, такие как Екатеринбург, Санкт-Петербург, Казань, Саратов. Либо системно, либо когда на конкретной территории что-то конкретное происходит, требующее от нас принятия каких-то решений.

– Кстати, хочу спросить вас как главу думского комитета. Вы были инициатором закона, связанного с запретом парковок автотранспорта на газонах. Этого закона свердловчане давно ждут…

- Да, это многострадальная история, которая длится несколько лет. Заксобрание Свердловской области такой закон приняло, прокуратура опротестовала его, закон отменили. Тогда мы подготовили федеральный законопроект, который бы позволил изменить компетенции. Вроде бы тема свердловская, инициирована в Екатеринбурге, но о её важности говорит тот факт, что более чем из 20 субъектов наши коллеги тоже активно приняли участие в подготовке такого законопроекта. Мы этот вопрос даже поставили в повестку «депутатской вертикали». В результате подготовили и обосновали свою правовую позицию, а Конституционный суд вынес определение, в котором чётко написано, что «субъект РФ вправе своим законом установить административную ответственность за административное правонарушение в области благоустройства, в том числе совершённое с использованием транспортных средств». То есть теперь не должно быть никаких вопросов, если субъект Федерации принимает свой закон в этой сфере. Я вчера говорил с Виктором Шептием, он продтвердил, что Заксобрание области приняло такой закон. Теперь будем отслеживать, как он станет применяться. Главное, что тема эта теперь в русле нормативистском. Но с властей городов это не снимает ответственности за организацию автостоянок чтобы люди не использовали для этого газоны и детские площадки.

- Вы также поддержали предложение Евгения Куйвашева о «переходном периоде» при введении новой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Не приведёт ли это к подспудному свертыванию самой «мусорной реформы»?

- Ни в коем случае. Предложение было правильным. Министерства соответствующие упирались, но всё же согласились. Ведь если бы приняли закон без этого переходного периода, он, во-первых, просто не был бы реализован в крупных городах, а во-вторых, органы правопорядка, которые обязаны следить за соблюдением законности, начали бы начислять штрафы, выписывать предупреждения, то есть уже другая машина бы заработала. А местные власти бы не «мусорной реформой» уже занимались, а оправданиями — почему они не могут выполнить то, не могут выполнить это… А принятые послабления на переходный период не отменяют ведь обязательности выполнения в конечном итоге тех положений, которые в законе прописаны.

– Вернёмся к теме выездного заседания Совета при президенте. Точная дата, повестка, конкретное место проведения, количество участников уже определены?

- Даты определены. 4 июня проведём заседание Совета, а 5 июня – Всероссийскую конференцию, посвящённую 25-летию Гражданского кодекса РФ. Где именно соберёмся — решаем сейчас с аппаратом губернатора и с ректоратом юридического университета. Участников будет около 200 человек, а какие конкретные законопроекты рассмотрим, какие решения примем, загадывать рано, ведь до июня у нас пройдёт ещё не одно заседание Совета в Москве. Точно будем решать вопросы, связанные с гражданским правом, с правом собственности, с цифровыми правами, жилищным правом. Но это пока предварительные намётки. Кстати, приглашаю Дмитрия Полянина и журналистов «Областной газеты» принять участие в заседании нашего Совета.

– Большое вам спасибо, Павел Владимирович, и за приглашение, и за то, что так подробно ответили на наши вопросы. 

  • Опубликовано в №18 от 01.02.2019 
Областная газета Свердловской области