Вадим Пантелеев «Устав Свердловской области – один из наиболее прогрессивных и демократичных»

Вадим Пантелеев, председатель Уставного суда Свердловской области

Вадим Пантелеев, председатель Уставного суда Свердловской области, сообщил, что Уставных судов в регионах России всего три: у нас, в Санкт-Петербурге и в Калининградской области. Фото: Леонид Поздеев

25 ноября исполнилось 25 лет Уставу Свердловской области – основному закону региона. Уставный суд области, ставший первым среди региональных в России, проверяет соответствие областного законодательства этому документу. О том, что он также стоит и на страже интересов жителей региона, когда дело касается соблюдения прав на образование и сохранение исторической памяти, «Облгазете» рассказал его председатель Вадим ПАНТЕЛЕЕВ.

Образец для других регионов

– Отличается ли действующий текст Устава области от того, что был принят четверть века назад?

– Устав Свердловской области был принят в 1994 году, и стал одним из первых в стране региональных основных законов, на который в последующем равнялись остальные субъекты Российской Федерации. Действующая редакция Устава концептуально ничем не отличается от принятой 25 лет назад. Закрепляя права и свободы человека и гражданина в качестве высших ценностей, а также полноту и самостоятельность государственной власти Свердловской области по предметам своего ведения, Устав обладает стабильностью и усложнённым порядком внесения в него изменений. Изменения в него вносятся нечасто, прежде всего – для приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства. Другая причина изменений – совершенствование и оптимизация региональной системы управления. В Устав вносили изменения, когда объединяли две палаты областного парламента в одну, вводили должности уполномоченного по правам ребёнка и уполномоченного по правам предпринимателей и т.п.

Компетенции нашего Уставного суда расширяются. Если до 2010 года он мог проверять только нормативные правовые акты, то сейчас в суде оспариваются любые областные и муниципальные правовые акты, за исключением ненормативных (индивидуальных).

– Уставный суд немного моложе областного Устава. С какими проблемами в работе пришлось столкнуться вашим предшественникам?

– Наш Уставный суд был первым в России. Первый состав суда не только столкнулся с организационными трудностями создания нового органа власти с нуля, но и доказывал легитимность самого факта существования регионального органа конституционной юстиции, законность и обязательность его решений. Это происходило во время становления новой правовой и государственной системы, развития федеративных и муниципальных отношений. В таких условиях Уставный суд был необходим, так как только ему была дана возможность приводить в соответствие разрозненное и крайне противоречивое муниципальное и областное законодательство. Он не только обеспечивал режим конституционной законности, но и создавал новую систему защиты права и свобод граждан.

Сохранение истории

– Какие дела запомнились больше всего?

– Каждое решение Уставного суда касается не только заявителя, но и всех тех, на кого распространяет своё действие оспоренный акт, поэтому каждое дело является важным и значимым для всех жителей области. Однако некоторые дела, безусловно, выделяются. Именно Уставный суд сохранил для истории место захоронения семьи Романовых, которое постановлением правительства области было фактически передано в частные руки. Отменив это постановление, Уставный суд не только сохранил уникальный исторический памятник, но и позволил учёным установить места захоронения всех членов царской семьи и их окружения.

– По каким вопросам больше всего обращений поступает в настоящее время?

– Во всем мире органы конституционной юстиции создавались как инструмент охраны основного закона и специализированный механизм защиты прав и свобод человека. За тем же создавался и Уставный суд Свердловской области. В основном суд рассматривает дела по поводу актов, затрагивающих права и свободы жителей региона. Людей волнуют вопросы социального обеспечения, защита материнства, земельные отношения – правила землепользования в муниципальных образованиях, право избирать и быть избранными и другие. Традиционно в общем количестве рассмотренных Уставным судом актов преобладают муниципальные.

Органы местного самоуправления, с одной стороны, наиболее близки к населению, его проблемам и чаяниям, а с другой стороны, не всегда располагают специалистами с надлежащей для разработки актов квалификацией. Когда Уставный суд признаёт акт не соответствующим Уставу, то не ограничивается констатацией факта нарушения основного закона области. Судьи формулируют подробные правовые позиции, которые должны быть учтены при внесении изменений в оспоренный акт. Это помогает муниципалитетам исправить ошибки. Обязательность судебных решений в сочетании с особенностями конституционной юстиции и высоким авторитетом Уставного суда области позволили достичь стопроцентного исполнения постановлений.

Гарантии для людей

– Как решения Уставного суда могут повлиять на содержание Устава области?

– Замечу, что Устав Свердловской области является одним из наиболее прогрессивных и демократичных. Позволю привести себе лишь несколько примеров. Так, часть 2 статьи 96 защищает потребителей, часть 1 статьи 96 гарантирует поддержку предпринимательства в социально значимых сферах, тогда как Конституция РФ не упоминает ни таких субъектов, ни соответствующих им отношений. Устав не только подтверждает установленное Конституцией РФ право на образование, но и содержит расширенный перечень гарантий со стороны государственной власти на воспитание и обучение.

Главной задачей на данном этапе считаю не совершенствование отдельных норм Устава, а обеспечение прямого и эффективного действия его положений. Ключевым органом в этом процессе был и остаётся Уставный суд.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 № 1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации»

  • Опубликовано в №217 от 26.11.2019 
Областная газета Свердловской области