Нужна ли власть бизнесу, нужен ли бизнес власти?

поддержка малого бизнеса

Не все предприниматели готовы идти во власть, но все хотят, чтобы их интересы защищали профессиональные политики. Фото: Павел Ворожцов

Везде и во все времена присутствие капитала в политике оказывалось неизбежным процессом. «Экспертный клуб Екатеринбурга» собрался в очередной раз, чтобы обсудить возможное взаимодействие власти и бизнеса. Насколько последний вовлечён в политику? Какие площадки и механизмы могут быть задействованы для диалога власти и предпринимательского сообщества? На эти вопросы ответили ведущие уральские политологи, предприниматели, депутаты и общественники.

Как отметил юрист Иван Кадочников, бизнес давно прямо или косвенно принимает участие в деятельности региональных и муниципальных дум. При этом наибольший интерес для него представляет бюджет. И поскольку значимая его часть выделяется на коммунальные нужды, бизнес лоббирует свои интересы в этой сфере. Распределение муниципального бюджета, по мнению юриста, порождает конфликты между разными группами влияния. Борьба за «бюджетный пирог» только вредит обществу, считает эксперт. Подтверждением тому может служить всё еще не утверждённый думой Екатеринбурга бюджет на следующий год.

Была высказана и основная проблема российского бизнеса, который уже давно ищет легальные механизмы защиты своих интересов во власти.

– Проблема в том, что у нас в России официально лоббизм не признан, он есть, но нелегально, – подчеркнул Иван Кадочников.

И действительно, во многих странах лоббизм имеет легальный характер и предполагает финансовую отчётность. В России он всё ещё остаётся за кулисами. Закон о лоббизме планируют принять уже несколько лет, рассказал Иван Кадочников, но в силу разных причин это до сих пор не произошло.

Легализация лоббизма и выход теневых бизнес-игроков действительно могли бы стать точкой роста – как для самих предпринимателей и осуществления их личных коммерческих целей, так и для выполнения обязательств перед населением. Но нужно ли такое совмещение?

Бизнесмен Леонид Гункевич, руководитель Свердловского отделения «Деловой России», убеждён, что каждый должен заниматься своим делом. Основная задача бизнеса – освоение новых рынков и разработка новых продуктов, в то время как общественники требуют от предпринимателей новых социальных проектов. Сегодня профессионализм предпринимателей растёт, так же, как и профессионализм политиков. У бизнесменов нет стремления идти в политику, равно как и у врачей нет задачи идти в бизнес, считает эксперт.

В качестве примера депутат областного Заксобрания Олег Корчагин рассказал, что сейчас в региональном законодательном органе всего пять бизнесменов, и они там «скучают». Эксперт считает, что предприниматели – люди другой формации, а законотворчество требует усидчивости и лучшего знания законодательной базы. Правильная концепция, когда профессиональный политик ищет баланс между интересами бизнеса и общества.

По мнению екатеринбургского бизнесмена, руководителя регионального отделения «Партии роста» Алексея Кабанова, для манипуляции общественным сознанием сегодня достаточно обратиться к темам здоровья, «социалки» и экологии. В результате страдают интересы не только бизнеса, но и горожан.

– Скажем честно, – подвел итог политолог, руководитель «Экспертного клуба Екатеринбурга» Анатолий Гагарин. – Отношение к бизнесменам у народа предвзятое. Поэтому властная поддержка малого и среднего бизнеса должна проявляться не только в льготных кредитах, но и в создании благоприятных условий, чтобы предприниматели могли защищать свои интересы, в том числе и политические. Люди они активные, им нужна возможность для трибуны, партийные лифты помогут это сделать.

По мнению Анатолия Гагарина, задача политических партий сегодня – разрушить предвзятое отношение к бизнесу, целью которого является отражение их интересов профессиональными политиками. «Экспертный клуб Екатеринбурга» готов взять на себя миссию предоставить последним возможность такого взаимовыгодного диалога.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 № 1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации»

  • Опубликовано в №222 от 03.12.2019 
Областная газета Свердловской области