Потребность или лишнее звено?

Споры вокруг того, надо ли освободить систему власти  в регионе от окружного аппарата, идут на протяжении нескольких лет. Фото: Алексей Кунилов

Споры вокруг того, надо ли освободить систему власти в регионе от окружного аппарата, идут на протяжении нескольких лет. Фото: Алексей Кунилов

Рассказывая о жизни в Свердловской области, уральские СМИ, как правило, опираются на решения областного правительства и мэров городских округов. При этом ещё одна система власти обычно остаётся за кадром – это администрации управленческих округов. В регионе таких округов – пять, и каждый муниципалитет входит в состав одного из них (за исключением Екатеринбурга). Мы решили вывести из тени этот территориальный аппарат. Тем более что вокруг него в последнее время не утихают споры…

Как всё начиналось

В 1996 году губернатор Свердловской области Эдуард Россель своим указом изменил структуру исполнительной власти региона. Он поручил правительству сформировать на территории 6 управленческих округов – Восточный, Южный, Горнозаводской, Западный, Северный и Центральный. Руководство округами возлагалось на управляющих.

В 1997 году новый аппарат заработал: в регионе появились 5 управленческих округов – Восточный, Северный, Западный, Горнозаводской и Южный. А Центральный округ сформировать не удалось. В итоге Екатеринбург – столица Среднего Урала – стал единственным муниципальным образованием, не вошедшим в структуру.

Не секрет, что Эдуард Эргартович позаимствовал систему округов в Германии (там такая модель власти действует до сих пор). Уделяя пристальное внимание развитию муниципалитетов, Россель полагал, что управленческие округа приблизят власть к народу. Планировалось, что управляющие округами будут не просто формальными фигурами, а станут принимать решения – улаживать политические конфликты в территориях, регулировать экономические вопросы и прочее. Управляющих округами даже включили в состав регионального правительства.

С той поры прошло почти четверть века, а система управленческих округов в Свердловской области продолжает жить. Правда, свой функционал этот аппарат подрастерял, а управляющие округами утратили свой статус – в 2012 году их вывели из состава правительства. Причина? Структуру власти в регионе унифицировали по аналогии с федеральной. И всё чаще зазвучали мысли – бесполезное бюрократическое звено с дублирующими полномочиями нужно ликвидировать.

«Работы – вагон»

Управляющие округами говорят, что уже привыкли к ореолу собственной «ненужности». «Люди просто не знают, чем мы занимаемся и какой объём работы выполняем», – утверждают они.

– У меня 15 муниципалитетов, каждый месяц мы собираемся – подводим итоги в экономической, социальной и политической сфере, проверяем исполнение поручений президента и губернатора, что самое главное. Ежеквартально готовим отчёты в областное правительство и на сайт – для жителей. Если посмотреть на ситуацию со стороны, как обыватель, – да, мы, наверное, не нужны. Но это такой близорукий подход. Если же судить с позиции вертикали власти, то мы делаем огромный пласт работы. Наша должность – не для расслабления, – рассказал Евгений Преин, управляющий администрацией Северного управленческого округа.

– В нашем округе всего 12 муниципалитетов, но очень высокая плотность населения и большое количество крупных промышленных предприятий. Моя главная задача – организовать межведомственное взаимодействие муниципальных властей с региональными и федеральными. Задачи Федерации и субъекта созвучны, и нам необходимо обеспечить их исполнение качественно и в срок. Контроль очень жёсткий, отчёты ни на час нельзя задерживать. В конечном счёте это влияет на имидж нашего губернатора. У меня в штате 12 человек – они работают на 12 муниципалитетов, 313 органов власти и порядка 30 министерств и ведомств. Работы – вагон, – говорит Евгений Каюмов, управляющий администрацией Горнозаводского управленческого округа.

При этом сами же управляющие признают: реальных полномочий у них – кот наплакал. Распределять бюджетные средства они не вправе, влиять на политическую обстановку в муниципалитетах – без участия «областников» – тоже. Остаются только совещания, семинары, круглые столы и сбор различной информации (в том числе статистики) по территориям.

– По факту мы – представители губернатора в муниципалитетах. Да, раньше круг наших полномочий был шире – все отраслевые ведомства были в зоне нашей ответственности. Сейчас же в прямом подчинении остались только территориальные комиссии по делам несовершеннолетних. Всё дело в том, что органы местного самоуправления по закону не входят в структуру органов госвласти. Но недавно президент предложил это исправить и внести соответствующую поправку в закон. Так что зона нашей ответственности в ближайшее время может вырасти, – сказал Виталий Вольф, управляющий администрацией Западного управленческого округа.

«Тихая гавань»

Главная претензия в адрес окружных чиновников – финансы. На содержание аппарата управляющих округами уходит более 150 миллионов рублей из областной казны ежегодно. Это и коммуналка, и служебный транспорт, и зарплата служащих, и работа территориальных комиссий по делам несовершеннолетних. На этот факт управляющие отвечают так:

– При бюджете региона в 273,4 млрд эта цифра не столь велика. Если 150 миллионов спасут экономику Свердловской области, мы готовы самоликвидироваться.

Есть и ещё один интересный факт: управляющие управленческими округами – выходцы из местных мэрий. Тот же Евгений Каюмов с 2009 года по 2016 возглавлял Невьянск, Виталий Вольф 8 лет руководил Первоуральском, а Николай Клевец (управляющий администрацией Восточного управленческого округа) четыре (!) срока был главой Байкаловского района. Региональные политологи уже давно окрестили окружной аппарат «тихой гаванью» для бывших мэров… Мол, госстаж идёт, да и зарплаты у чиновников – не рядовые…

– Управленческие округа создавались по аналогии с федеральными округами, это такая попытка скопировать структуру федеральной власти. Вреда от них нет, но и особой пользы – тоже. Сейчас, когда вертикаль власти от Федерации к субъектам чётко выстроена, потребности в подобных структурах я не вижу. Опыт этой работы другие регионы за образец не взяли. Думаю, если структуру упразднят, большинство простых уральцев этого даже не заметят, – прокомментировал Виктор Мартьянов, врио директора Института философии и права УрО РАН.

Анна Гурарий, директор департамента политологии и социологии УГИ УрФУ, напротив, высказалась в защиту системы:

– Муниципалитеты на территории региона – очень разные. Как с точки зрения экономической базы, так и с точки зрения политической специфики. Для обеспечения стабильности необходимо, чтобы регион постоянно держал руку на пульсе процессов внутри муниципального образования. И не в форме отчётов и контроля местных глав, а в форме погружённости в муниципальные процессы. В этой связи, управляющие, с одной стороны, помогают главам решать вопросы на муниципальном уровне, в том числе поддерживая разные проекты на областном уровне, и, с другой стороны, осуществляют координацию социально-экономических и политических процессов.

Спорить с экспертным мнением, конечно, можно. Тут, как говорится, у каждого своя правда. Да и мы, как журналисты, не вправе категорично заявлять, что систему управленческих округов нужно отменять или, наоборот, сохранять. Не мы создавали – не нам и ликвидировать. Но вот ведь какая штука: во время избирательных кампаний именно этот административный ресурс широко используется областной властью. Причём для региона – абсолютно бесплатный, ведь бюджетные деньги он и так получает. А значит, этот аппарат будет существовать.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №76 от 25.04.2020.
Областная газета Свердловской области