Андрей Ветлужских «Конфликты с работодателями стали гораздо жёстче»

Профсоюзы следят за соблюдением правил охраны труда. Андрей Ветлужских подаёт им в этом пример, находясь  на рабочем месте в медицинской маске. Фото: Павел Ворожцов

Профсоюзы следят за соблюдением правил охраны труда. Андрей Ветлужских подаёт им в этом пример, находясь на рабочем месте в медицинской маске. Фото: Павел Ворожцов

Депутат Госдумы Андрей ВЕТЛУЖСКИХ в конце мая избран председателем Федерации профсоюзов Свердловской области в четвёртый раз. «Областная газета» побеседовала с главным профсоюзным лидером области о том, насколько эффективно сегодня профсоюзы отстаивают права работников.

– Андрей Леонидович, у профсоюзов сейчас время непростое. Являются ли сегодня профсоюзы реальной силой, которая защищает права трудящихся?

– Профсоюзы сегодня являются очень мощной силой, защищающей права трудящихся. Аргументов можно приводить много, но самый главный – около 20 млн членов профсоюзов по стране, около 600 тысяч в Свердловской области, которые работают в организации. И если бы организация им не помогала, они бы в ней не состояли. Совершенно точно можно констатировать, что профсоюзы – единственная организация, которая, в отличие и от партий, и от общественных объединений, занимает чётко ориентированную позицию в интересах наёмных людей, в интересах трудящихся.

Да, сейчас непростое время, но представьте, насколько непросто профсоюзам было в царские времена, в предвоенное и военное время – когда на Урал переезжали предприятия?! Ну, и перестройка, последние 30 лет, когда конфликты с работодателями стали гораздо жёстче… Поэтому вызовы во все времена были сложными, и профсоюзы все годы своего существования реагировали на них.

– Ну вот бывают же такие ситуации, когда за вступление в профсоюз предлагают разного рода бонусы, например, туристические путёвки в ближайшие регионы по сниженным ценам. То есть в профсоюз затягивают, а по факту для вступивших туда защита прав работников от работодателя оставляет желать лучшего…

– С тем, что заманивают материальными благами, я не согласен: управление фондом соцстраха Ельцин забрал у профсоюзов в 1994 году и передал его государству. Когда средства фонда управлялись профсоюзами, всё работало – санатории, профилактории… Думаю, что Ффнд был забран для того, чтобы убрать дополнительную мотивацию людей вступать в профсоюзы, а по факту получилось, что эта передача ослабила чётко выстроенную систему оздоровления трудящихся.

Но если вы придёте на предприятие, то увидите, что трудящемуся важно быть уверенным, что с ним по закону будет заключён трудовой договор, и он будет гарантированно выполняться, что будет справедливая оплата труда. Что он вернётся домой не травмированным и не получит профзаболевание после нескольких лет работы. И, конечно, кроме работы, есть и другие интересы. Каждому из работников нужно своё: кому-то – путёвки в детский лагерь, кому-то – участие в ансамбле, у кого то вопрос организации досуга. Кому-то хочется самореализации: стать депутатом или его помощником, кому-то – заместителем главного инженера, кому-то – получить высшее образование. Профсоюзная организация, созданная самими работниками, в этом поможет.

– Как вы относитесь к независимым профсоюзам? Насколько эффективно могут решать вопросы они?

– Вы имеете в виду новые, периодически возникающие профсоюзы?.. В основном они сразу же жёстко зависят от политической силы, которая инициирует и финансирует работу людей, занимающихся их созданием. Наши профорганизации исторически многочисленны, и сдаваемых членами профсоюзов взносов хватает на зарплату юристов и специалистов профсоюза. У нас есть профсоюзные депутаты, представительство в общественных советах. У нас есть система, способная обеспечивать самостоятельное финансирование и защиту нашего профактива, и это позволяет нам защищать членов профсоюза и быть независимыми, насколько это вообще возможно в человеческом обществе, где многое взаимосвязано. А любой вновь создающийся профсоюз вынужден от кого-то иметь источник зарплаты, оплаты офиса, связи, полиграфии, и отрабатывать установки этого спонсора несколько лет как минимум, пока не удастся выйти на самофинансирование. А так я, конечно, хорошо отношусь к любой деятельности в защиту людей труда. Спасибо тем, кто готов тратить свои силы и время на помощь людям.

Как я уже говорил, у нас в области около 600 тысяч членов профсоюза, около 4000 первичных профсоюзных организаций. И каждая из них ежедневно рассматривает как минимум одно обращение, а на крупных предприятиях, как, например, на заводе имени Калинина, Уралвагонзаводе, НТМК, в каждом цехе такие ежедневные вопросы. Кого-то лишили премии, кого-то хотят оставить на сверхурочные работы, отправить в простой. Это не сравнится ни с чем, никакая система не тратит столько сил, времени, не выделяет такое количество денег на решение именно трудовых вопросов. Сотни тысяч людей добровольно отдают взносы – и эти взносы направляются на помощь работникам своего же предприятия, ветеранам.

Вернее, сначала люди идут, когда их привлекают обещаниями враз резко поднять зарплату и жёстко воевать с руководством. Но вот новый профсоюз требует у директора поднять зарплату в два раза, а тот не может это сделать. Тогда новый профсоюзный лидер предлагает оказать давление на собственника и выйти на забастовку. Но нередко он слышит в ответ «Да ну, нас уволят! Ты давай там, сам добивайся!». У такого нового активиста часто нет последователей. Борьба за права предполагает, что ею заниматься должны профессионалы, которым к тому же эта работа нравится, которые горят этой идеей и готовы работать в основном на общественных началах. Таких людей в любом обществе немного, и в основном они уже давно в наших профорганизациях. И конечно, борьба за права – это постоянная работа: когда-то нужно на забастовку вывести, а когда-то – найти компромисс. Предложить директору: ты нам – повышай зарплату и соцгарантии, а мы тебе поможем, например, с охраной труда, с организацией творческих групп рационализаторов, со снижением текучести, с корпоративным духом и имиджем и т.д. Эта разная работа, но она профессиональная.

30 лет различные люди пытаются создать альтернативные организации, но трудящиеся не идут за ними. Пока мы, к сожалению, видим, что практически все новые профсоюзы создавались с какими-то своими целями, не для постоянной работы по защите прав трудящихся. А потом активисту это надоедает, или грант заканчивается, или он куда-то избрался, и всё – профсоюз прекратил своё существование.

- Как сейчас профсоюзы борются с низкими зарплатами в тех секторах, где такое положение дел традиционно сохраняется уже около тридцати лет подряд: в образовании, медицине, сельском хозяйстве и других?

– Аграрный сектор – согласен, лесники, геологи – согласен, но в образовании, медицине, культуре, где раньше зарплаты были низкими по сравнению с промышленностью, за последние 8 лет, после майских указов президента, в соответствии с дорожными картами значительно выросли. Теперь в этих отраслях зарплата не просто на уровне средней в промышленности, зачастую она её превышает.

Как мы боремся? Если говорить о бюджетной сфере, то речь идёт как раз о принятии и контроле за выполнением этих указов, в чём была и остаётся большая роль именно профсоюзной системы. Сейчас ещё очень важно добиваться конкретных решений по зарплате работников бюджетной сферы, которые не вошли в майские указы.

– Но есть же различные хитрые схемы. Например, когда младший медперсонал (санитарок) переводят на должности уборщиц...

– Да, здесь ведётся большая работа, профсоюзы следят, чтобы не было сильных перекосов, когда главврач, директор школы или ректор получает зарплату гораздо больше своих сотрудников.

– Можете рассказать об успешно разрешённых ситуациях, выражаясь современным языком – кейсах?

–  Вопросы зарплаты и охраны труда – главные и в бюджетной сфере, и на промышленном предприятии. Из своего состава работники выбирают тех, кто действительно умеет отстаивать их права. Как, например, на Качканарском ГОКе, который на всю страну известен эффективно организованными акциями «работы по правилам». Есть, конечно, предприятия, где работодатель сказал написать заявление на выход из профсоюза, поскольку ему профсоюз не нужен, и люди послушно это делают. Но это тоже профсоюз, и тоже люди, которые в него объединились. Но то, что есть профсоюзы, которые борются – это совершенно точно, и эффективность борьбы зависит и от технологий, и от самих людей, которые работают на предприятии.

– Как вы относитесь к трёхсторонним соглашениям и коллективным договорам между работодателем, работником и профсоюзом, есть ли эффект от них?

– Трёхсторонние соглашения – это соглашения между властью, предприятием и профсоюзами. К сожалению, сейчас зарплата в Свердловской области отстаёт от средней зарплаты в России. Но раньше, до 2008 года, мы не отставали. Поэтому губернатор, объединение работодателей и Федерация профсоюзов подписали полгода назад трёхстороннее соглашение, что в течение ближайших трёх лет область по средней зарплате должна достичь среднероссийского показателя. То есть мы должны повышать зарплату и как вся Россия, и ещё дополнительно повышать на четыре процента, чтобы догнать средний уровень. Полгода назад, когда мы подписывали это соглашение, отставание было на уровне 13 процентов.

Коллективные договора – те, которые заключаются на предприятии. Эта система работает везде, где у нас на предприятии есть профсоюз, заключены коллективные договора. Они расширяют трудовые права работников. Определяют индексацию зарплаты, вопросы повышения квалификации, контроля за спецодеждой, Например, увеличивают число дней учебного отпуска для работников, получающих высшее или среднеспециальное образование без отрыва от производства. Или добавляют дни к ежегодному оплачиваемому отпуску для доноров, для участников добровольных дружин, для тех, кто читает лекции по охране труда. Коллективный договор может прописывать обязательное согласование с организацией увольнения члена профсоюза. Где-то может прописываться, что матпомощь выдаётся в случае сложных или наоборот, радостных, типа рождения ребёнка, жизненных ситуаций. В коллективном договоре прописывается и обеспечение работы с ветеранами, женщинами, молодёжью. Конечно, зарплата труда и премирование – главное направление в коллективном договоре.

– Участвуют ли представители профсоюзов в совещаниях у Президента РФ, посвящённых восстановлению экономики?

– По совещаниям у президента у меня нет информации, но думаю, что да, так как председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков обычно всегда присутствует на заседаниях Правительства РФ. Мы в Свердловской области присутствуем на всех штабах у губернатора и у его первого заместителя Алексея Орлова.

– Как профсоюзы проявляют себя в нынешней ситуации с коронавирусом?

– Предприятия традиционно хотят сэкономить и на охране труда, и на зарплате. Да, у многих сейчас трудные времена, но у многих появился дополнительный доход. Но когда собственники предприятий зарабатывают, они говорят: это же благодаря нашим мозгам мы заработали, не благодаря работникам, поэтому повышать зарплату им не будем. Зато когда кризис, они начинают работников ограничивать, урезать зарплаты, ссылаясь на него. Кстати, хочу сказать, что у нас в области много социально ответственных работодателей, и сейчас мы ведём переговоры с с ними, с объединением работодателей о совместных усилиях и позиции о недопущении сокращения рабочих мест и снижения зарплат трудящихся в это кризисное время.

И конечно, когда нарушаются законы и права, многое зависит от солидарности трудящихся, от их грамотности. Мы сейчас широко информируем людей через Интернет о защищающих их правовых нормах. Я лично уже год еженедельно записываю видеоролики, где разбираю актуальные вопросы защиты прав трудящихся – так называемые «Кейсы от Ветлужских». Размещаю их во всех социальных сетях и на Ютьюбе – заходите на мой аккаунт, смотрите – коротко и полезно. Организовал «горячую линию депутата Ветлужских по трудовым правам» – Ватсап номер 89120489968.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 № 1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №101 от 09.06.2020 под заголовком «Кейсы Ветлужских».
Областная газета Свердловской области