Манси спасут олени и отказ от алкоголя

Манси, охотник

Охота всегда выручала манси. Фото: Станислав Богомолов

Ивдельский городской округ, расположенный почти на 500 километров севернее столицы Урала, – это не только непроходимая тайга, реки, болота, полезные ископаемые и печально знаменитый в прошлом «Ивдельлаг». Этот район известен тем, что на его территории проживает народ манси, освоивший Северный Урал, задолго до прихода русских. О том, как сегодня живут мансийцы, мы поговорили с председателем саморегулируемой общественной организации «Социальная помощь и поддержка ивдельских манси» Валерием ЗЕНКОВЫМ.

– Валерий Николаевич, 9 августа отмечается Международный день коренных народов. Вы давно занимаетесь проблемами манси, расскажите, какие они сейчас?

– Манси считаются коренным народом Северного Урала, но, к сожалению, народом редким, вымирающим. Если слегка коснуться истории, то стоит отметить, что народ манси сложился приблизительно к X-XI веку нашей эры, и тогда мансийцев на территории нынешнего Ивдельского района было гораздо больше. В наши дни Ивдельский городской округ постановлением Правительства Российской Федерации определён территорией проживания коренного малочисленного народа Севера – манси. На территории округа живёт 137 манси, в том числе 64 – в лесных поселениях. В то же время за последние десять лет численность народа сильно сократилась: согласно переписи 2010 года, мансийцев было 250 человек. Стоит отметить, что администрация Ивдельского городского округа борется за сохранение коренного народа: действует программа поддержки манси, дети обучаются в интернате посёлка Полуночный. Есть практика доставки манси в Полуночный для прохождения диспансеризации. Регулярно приезжает к манси и свердловский Уполномоченный по правам человека Татьяна Мерзлякова.

– Чем занимаются манси?

– В основном традиционными промыслами. Манси охотятся круглый год, собирают ягоды, грибы, травы. Конечно, в советские времена с приёмом сырья и дикоросов было гораздо лучше: были построены базы заготконтор, заготовители приезжали на эти базы и жили на них по целому месяцу. По-настоящему благополучно жили те манси, которые разводили оленей. Вообще же это доверчивый и щедрый народ. Мне рассказывал один знакомый историю, как он с товарищем в 1985 году в 45-градусный мороз подвозил мансийца до стойбища. Машина застряла в снегу в нескольких сотнях метров от юрт, и мансиец, обутый в армейские ботинки, выскочил и побежал за помощью, отказавшись от валенок. Жители стойбища подъехали на двух оленьих упряжках, вытянули машину, и ещё дали ехавшим на ней по оленьей туше с собой. Сейчас старшее поколении ушло из жизни, а молодёжь не умеет ухаживать за оленями. Если бы можно было вернуть навыки оленеводов, у ивдельских манси появились бы цели в жизни.

– Сейчас их нет?

 – Можно сказать и так. И от этого – основная проблема манси – пьянство. Их спаивают туристы, ведь в магазинах мансийцам стараются не продавать алкоголь, а туристов не ограничивают, они покупают и поят местных жителей. Через мансийские стойбища лежит дорога на перевал Дятлова, поэтому туристы пересекаются с местными, обращаются к ним как к проводникам. Есть предположения, что из-за такого «радушия» туристов по отношению к рулевому, управлявшему моторной лодкой, погибла в прошлом году на реке Лозьва семья Пеликовых - мать с тремя детьми. Я помогал им с похоронами, потом приобрёл спасательные жилеты для манси, но всё это было очень тяжело морально.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 № 1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации»

северные олени
но по-настоящему благополучно они жили благодаря оленям Фото: Станислав Богомолов
  • Опубликовано в №144 от 08.08.2020
Областная газета Свердловской области