Темы дня

«Это армия, численностью более 26 тысяч человек»

Екатеринбург, Правительство Свердловской области, избирательная комиссия Свердловской области, интервью с председателем – Владимиром Ивановичем Русиновым. 21 декабря 2018 г.

Фото: Владимир Мартьянов

Менее чем за месяц до нового 2019 года Избирательную комиссию Свердловской области возглавил новый руководитель – Владимир РУСИНОВ. Своими ближайшими планами работы на этом посту он поделился с нашим корреспондентом.

– Владимир Иванович, областная избирательная комиссия всего два месяца назад отметила своё 25-летие. А вы возглавили её две недели назад. На ваш свежий, как говорится, взгляд, не назрели какие-то изменения в структуре, составе избиркома?

– Полномочия комиссии определены законом, а закон, кстати, за прошедшие четверть века три раза менялся, так что менялись и полномочия, и структура избиркома. Но на сегодняшний день эта система настолько адекватно выстроена, что соответствует в принципе решению любых задач, которые определены для неё законодательством. Ну и традиции, конечно, сложились очень позитивные за эти годы. Это профессионализм, это командный стиль работы членов комиссии. Изменения потребуются, если только законодательство избирательное поменяется. Но вряд ли в ближайшей перспективе это произойдёт.

– Вы юрист по образованию, работали на высокой должности в областном правительстве. Что подвигло вас резко поменять сферу деятельности?

– Резкой смены сферы деятельности не произошло. Членом облизбиркома я являюсь с 2016 года, так что хорошо знаю работу комиссии изнутри. К тому же избирательное право, избирательные отношения и раньше входили в круг моих профессиональных интересов, поскольку я по совместительству преподаю в Уральском юридическом университете. И когда перешёл в депутатский корпус, а затем возглавил департамент по обеспечению деятельности мировых судей, оставался доцентом кафедры конституционного права и остаюсь сейчас. Причём не только преподаю, но и являюсь соавтором нескольких учебников, в том числе – по избирательному праву. Так что в должности председателя избиркома каких-либо новаций для себя не вижу.

– Но руководство избиркомом – это организационная работа с людьми…

– Работа с людьми мне тоже не в новинку, потому что департамент, которым я руководил, курирует работу тысячи ста человек на территории всей области, так что такой опыт у меня есть. В Избирательной комиссии Свердловской области нас всего 14 человек плюс аппарат облизбиркома, но ведь ещё и практически в каждом муниципалитете нашей области есть территориальная избирательная комиссия, а также участковые избирательные комиссии. Территориальных – 80, а участковых гораздо больше. Все вместе – это целая армия численностью более 26 тысяч человек. До каждого надо достучаться, каждого видеть. Начиная от их подбора и назначения в составы комиссий – надо проверить документы, проверить людей на знание избирательного законодательства.

– Вы лично участвуете в подборе кадров в эти комиссии?

– Это входит опосредованно в круг моих обязанностей, но ныне существующие избиркомы сформированы на пятилетний срок и укомплектованы ещё до меня. То есть я работаю уже с отлаженным механизмом. Нынешние составы комиссий меня вполне устраивают.

– В департаменте вы имели дело с профессиональными юристами. А в избиркомах – люди самых разных профессий и уровня образования. Где и кто их учит основам избирательного законодательства?

– Мы и учим. На прошлой неделе на заседании облизбиркома утвердили планы мероприятий по обучению членов и участковых, и территориальных комиссий, и областной тоже. Такая учёба у нас отлажена на протяжении более 20 лет и будет продолжаться впредь. Потому что система избирательных комиссий – это живой организм. Кто-то убывает по каким-то причинам и жизненным ситуациям, появляются новые люди. Для их замены у нас есть резерв кадров, создана ещё и молодёжная избирательная комиссия области – это тоже наш кадровый резерв. Конечно, «резервистов» мы стараемся подучить ещё до того, как они войдут в основной состав избиркомов. Но учим и тех, кто уже не первый год работает. Даже на этой предновогодней неделе проводим семинар-совещание с руководителями территориальных комиссий. Дадим им всю информацию, методические рекомендации, необходимые для организации избирательных кампаний в будущем году.

– А какие избирательные кампании пройдут у нас в 2019 году?

– Мы будем выбирать депутата Госдумы по 174-му Серовскому избирательному округу, депутата в Законодательное собрание области по 11-му Орджоникидзевскому округу – всё это дополнительные выборы. В муниципалитетах в органы местного самоуправления пройдут несколько выборов, которые мы будем курировать как вышестоящая комиссия.

– То есть каких-то крупных кампаний не предвидится в 2019 году?

– Во-первых, выборы депутата Госдумы – достаточно крупное для нас событие. А во-вторых, любые выборы разве что только по охвату территории можно условно делить на большие и малые, но по значимости все они для нас одинаково важны. Для нас главное – организовать так избирательный процесс, чтобы каждый избиратель нашёл себя в этом процессе и отдал свой голос, беспрепятственно воспользовавшись конституционным правом. Такие же условия мы создаём всем политическим партиям, участвующим в выборах.

– А сами лично в муниципальные образования выезжаете?

- Когда я был рядовым членом избиркома, за мной были закреплены Полевской, Сысерть. Другие члены комиссии выезжали в другие муниципалитеты. Мы смотрели, как идёт ход голосования, заходили на избирательные участки, беседовали с избирателями, с членами комиссий. Так будет и впредь.

– У вас есть постоянно закреплённые территории или распределяетесь на период каждой избирательной кампании?

– Конечно, на каждую кампанию. Смотрим и в зависимости от возможностей – ведь у нас только четверо членов комиссии из 14 работают на постоянной основе, остальные – без отрыва от основной работы. С учётом их загруженности по основному месту работы и решаем эти вопросы. Как правило, у всех членов комиссии есть свои «любимые» территории, куда бы они сами хотели выехать, посмотреть, помочь…

– А их работодатели по основному месту работы как на это смотрят?

– В большинстве случаев с пониманием относятся. Когда член комиссии давал согласие, он понимал, куда он идёт, советовался со своими руководителями по месту работы…

– Техническая оснащённость избиркомов вас устраивает?

– Вполне устраивает. Избирательные участки, как правило, в больших населённых пунктах обеспечены надёжными КОИБами – комплексами обработки избирательных бюллетеней, а государственная автоматизированная система (ГАС «Выборы») стала одним из первых сегментов того, что мы сегодня называем переходом на цифровую систему управления.

– Несколько лет назад много говорили и о системах видеонаблюдения на избирательных участках. Сегодня эти разговоры поутихли. Почему?

– Наверное, потому, что это уже стало обыденным делом. Количество участков, где есть видеофиксация, растёт год от года. Хотя напоминать об этом стоит – ведь это беспрецедентно. Ни в одной стране мира такого, как у нас, нет – и камеры наблюдения повсеместно устанавливаются, и общественные наблюдатели, и журналисты беспрепятственно могут наблюдать за процессом голосования. То есть и человеческий и технический факторы – всё нацелено на то, чтобы выборы были более открытыми. Спасибо и вашей газете, что помогаете нам в этой работе.

– А вам спасибо, Владимир Иванович, что оперативно откликнулись на нашу просьбу и нашли время для этого разговора!

– Я всегда рад общению с прессой и надеюсь на поддержание и впредь постоянных контактов с «Областной газетой».

Досье «Облгазеты»

Русинов Владимир Иванович родился в 1965 году в Казахстане. После окончания Шадринского техникума физической культуры работал учителем в сельской школе в Курганской области, затем проходил срочную службу в Дальневосточном округе Погранвойск КГБ СССР. Уволился в запас в звании старшего сержанта. В 1987 году поступил на рабфак Свердловского юридического института, окончив который далее учился на следственно-криминалистическом факультете. После окончания вуза, а затем и аспирантуры, защитил кандидатскую диссертацию и работал там же доцентом кафедры. В 2006 году был избран депутатом Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области. После истечения срока депутатских полномочий назначен полномочным представителем Губернатора и Правительства Свердловской области в региональном Законодательном собрании. В 2012 году перешёл на работу в правительство области — директором департамента по обеспечению деятельности мировых судей.

7 декабря 2018 года избран председателем Избирательной комиссии Свердловской области.

  • Опубликовано в №238 от 25.12.2018
Областная газета Свердловской области
.