Олег Чемезов: «Варягом в Свердловской области чувствовать себя не буду никогда»

Чемезов Олег Леонидович

Олег Чемезов был назначен на новую должность 24 марта 2019 года. Фото: Павел Ворожцов

Олег Леонидович, вы долго работали в Тюменской области, в том числе на государственной службе, но давно покинули там должность заместителя губернатора и отказывались возвращаться в региональное правительство. Как и чем вас уговорили приехать на такую должность в Свердловскую область?

- Тогда сначала мне пришлось бы рассказывать как, когда и зачем я уехал отсюда 30 лет назад. Как приехал? Так звёзды легли. Я не хотел уезжать из Тюменской области в Москву. А отказываться от предложения Евгения Владимировича вернуться в Свердловскую область посчитал неразумным. Наверное, потому, что набор аргументов изменился. Тюменская область интересный регион, мне там работалось хорошо, но есть два варианта — плавать в тёплой ванне дальше, где тебе уже комфортно и всё сформировано, или что-то менять и двигаться дальше. Я любитель острых ощущений, поэтому принял такое решение.

– То есть поехали потому, что вас с Евгением Куйвашевым что-то связывает?

- С ним нас многое связывает. Начиная с его работы в Пойковском, в Ханты-Мансийском автономном округе. Я был депутатом Тобольской городской думы, а он — мэром, и мы очень много и плотно коммуницировали по многим вопросам, которые возникают. Тобольск вообще стал одним из красивейших городов при Евгении Владимировиче, я и сейчас туда часто езжу, люблю этот город. Весь вопрос в том, что вы вкладываете в понятие «связывает». Я думаю, у нас очень много точек соприкосновения, и это неплохо для дела.

– Некоторые коллеги из Тюмени говорят, что вы часто находились даже в противостоянии…

- Когда люди общаются, что-то обсуждают, бывает, что возникают какие-то споры. Между депутатами и главой города всегда было взаимодействие при согласовании каких-то вопросов. Но я не скажу, чтобы противостояние у нас было какое-то. Противостояния не было никогда.

– Сейчас вы работаете на месте, которое занимал Александр Высокинский. Вы будете выполнять те же функции, что и он? Какие ожидания связывает с вашим появлением в области губернатор?

- Про ожидания губернатора — это к нему обращайтесь. Евгений Владимирович мне дал ряд поручений, очертил круг полномочий. Это достаточно большой блок, включающий всё, что связано с экономикой, что и Александр Геннадьевич возглавлял. Но сюда прибавились ценообразование и тарифы РЭК, комплексные закупки и всё, что с ними связано, а также вопросы организации занятости населения. То есть достаточно большой круг проблем, в решении которых губернатор, наверное, ждёт от меня результатов. Курировать мне поручено работу министерства экономики, департамента труда и занятости населения, департамента информатизации и связи, управления по закупкам и РЭК.

заместитель главы Свердловской области Олег Чемезов
Олег Чемезов: «В Свердловской области абсолютно классная экономика». Фото: Павел Ворожцов

– Тарифами в сфере обращения с коммунальными отходами вам в том числе предстоит заниматься?

- Да. Конечно.

У нас в области некоторые региональные операторы пытаются добиться от РЭК повышения тарифов на вывоз мусора. Сейчас распространено мнение, что эти тарифы вообще непонятно как сформированы. Вы уже вникали в эту тему?

— Да, я вникаю. Уже даны поручения, чтобы посмотрели, за счёт чего они требуют этих изменений, и будем разбираться дальше. Как сформированы тарифы понятно, другое дело, какие базовые параметры легли в основу при их формировании. Исходили из прогноза затрат, который сформировали операторы, потому что самого факта затрат не было, и РЭК не могла абсолютно достоверно установить, как будут формироваться инвестиции, какие затраты потребуются в том числе на рекультивацию старых и создание новых полигонов. Всё это было обсчитано примерно, и показатели строились на параметрах, заданных операторами. Понятно, что сейчас их немного прижали, но надо находить баланс между желаниями операторов и необходимостью выполнить задачу. Теперь, когда уже есть накопленные данные, факты, будем уточнять тариф.

– То есть теперь есть понимание, сколько надо потратить на вывоз мусора с одного домохозяйства?

- Тариф устанавливается не по домохозяйствам, а исходя из того, сколько средств надо потратить на сбор, вывоз и утилизацию одного килограмма, одного кубометра отходов. С учётом того, что должно появиться в конце этого процесса, в результате реализации вторсырья, которое получит занимающаяся этим компания, с учётом затрат на перевозку, переработку, хранение всего этого. А с точки зрения затрат населения, то у нас ведь оплата не по факту, она условно взята из того, сколько в области складируется мусора. Конечно, мы будем нацеливаться на то, чтобы эти тарифы влияли на экономию производства и стимулировали сортировку. Чтобы отходов было меньше и чтобы они выходили уже полуфабрикатами — стекло отдельно, пластик отдельно, бумага отдельно. Чтобы те, кто будут сортировать, платили меньше, а кто не будет сортировать — будет платить больше. Хотя к этому придём, наверное, ещё нескоро.

– Александр Высокинский занимался также проектом «Большой Екатеринбург». Это останется вашей темой?

- Нет, это останется в компетенции Александра Геннадьевича. Но в реализации этого проекта мы, конечно, будем взаимодействовать с ним. В том числе министерство экономики области.

– А кандидатуру на должность главы этого министерства уже подобрали? Это будет человек из вашей тюменской команды?

- Министра нового будем искать здесь. А из Тюмени я никого перевозить не буду. Только семью привезу, как только дочка закончит учебный год в школе. Потому что у моей команды, которая в бизнесе, и нет таких компетенций, чтобы работать в таком министерстве, а чиновники, которые со мной работали в Тюменской области, сейчас настолько плотно заняты в органах госвласти, что перевозить их сюда нет смысла. Так что в моей команде точно нет такого человека, и я буду пытаться искать кандидатов в Свердловской области. Проблема в том, что назначить надо уже в ближайшее время. Сейчас мне самому приходится выполнять функции министра, а это очень неудобно, так что решение надо принимать вот-вот. Кстати, в Свердловской области есть опыт отбора в министры по конкурсу, это эффективный способ. Вот и проведите публичный конкурс, а я с удовольствием буду смотреть, кто заявится. Считайте это публичной офертой. Честно, нужна помощь в этой части. Мы же часто не замечаем, в чём компетентны люди, находящиеся рядом с нами. Вы можете сидеть в редакции, смотреть на человека и не видеть этого. А вот он повернулся анфас, и становится понятно, что он уникален в какой-то части. А он сам никогда в этом и не признается.

Какие-то кризисные точки вы уже выявили в Свердловской области?

— Честно скажу, что нет. Я пока ещё неглубоко вник в проблемы экономики региона. Я ведь ещё только 10 дней назад жил в Тюменской области, и мне хватало информации о вашем регионе, которую дают аналитические издания. Но сейчас этой информации стало мало. Тем не менее у меня уже сложилось убеждение, что здесь абсолютно классная экономика с точки зрения диверсификации. Это важный параметр для любого региона с точки зрения его подготовленности к любому кризису.

– А горизонтальные коммуникации как будете выстраивать в правительстве? Складывается впечатление, что с вице-губернатором Сергеем Бидонько ваши полномочия пересекаются…

- И я, и Сергей Юрьевич – заместители губернатора, но он занимается в первую очередь политикой, а я – экономикой. Но мы с ним давно знакомы, и я рад, что будем работать вместе. Функции наши не пересекаются, но бывает, что я, например, лечу в Москву, могу там поучаствовать в решении каких-то вопросов, которые в его компетенции. Мы обмениваемся информацией, и это нормальное взаимодополнение.

– В 2013 году говорили, что вы вернётесь в правительство Тюменской области, затем в 2017 году говорили о возможности такого же назначения. Если такие предложения были, то почему вы тогда отказывались, а сейчас согласились? Не чувствуете себя «варягом»?

- И предложения разные были, и я отказывался, но история была разная. В Тюменской области я счёл неправильным внедряться в сложившуюся команду, где у меня все друзья-партнёры, с кем много общался ранее. Я никогда бы не пошёл туда, где специально для меня освобождали место, кого-то для этого подвигали с должности… А здесь сейчас получилось совсем иное — вакантное место, свободное. А варягом в Свердловской области я себя никогда не буду чувствовать, потому что когда открываю паспорт, то вижу там слова «место рождения город Свердловск». А за эти десять дней я уже понял, насколько сильно живущие здесь люди похожи на меня.

Вы остаётесь учредителем в действующих компаниях: АНО «НЦСИ», УК «Партиком».

— Из АНО я выхожу, уже подал заявку. Но это невозможно сделать вот так сразу, требуется время. Буквально сегодня утром я разговаривал, чтобы все бумаги подготовили, и меня вывели оттуда. В управляющей компании я выполнял функции председателя правления, занимался стратегией, координацией, но за день до своего назначения подписал документы о передаче своих акций и теперь не участвую в управлении этой компанией. По закону мне ничего не мешает оставаться собственником, но не участвовать в управлении.

– И всё-таки, каковы ваши политические амбиции? В Интернете распространяются слухи, что должность свердловского вице-губернатора — лишь ступенька перед вашим назначением в федеральное правительство…

- Комментировать слухи — дело неблагодарное. А по поводу каких-то моих будущих кадровых назначений… У меня сейчас очень много работы. Поэтому, чтобы куда-то подниматься дальше и снова привыкать, вряд ли соглашусь. Но если будут ещё предложения, то я, скорее, уеду обратно в Тюмень, чем в Москву. И в моей жизни было много предложений, но я же не уехал. Хотя иногда появляются такие игроки, которым отказать невозможно.

Досье «Облгазеты»

ЧЕМЕЗОВ Олег Леонидович

Родился в 1964 году в Свердловске. В 1987 году окончил Тюменский государственный медицинский институт, в 1998-м – Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Работал медбратом, врачом-психиатром в Тюмени, заведовал психиатрическим отделением психонаркологического диспансера в Ханты-Мансийске. Затем – первым заместителем председателя правительства Ханты-Мансийского автономного округа, первым заместителем губернатора Тюменской области. Входил в состав совета директоров ОАО «Нижневартовское нефтегазоперерабатывающее предприятие», «Самотлорнефтегаз», «Ханты-Мансийский банк», «Тюменьэнерго», в 2005 году стал вице-президентом нефтяной компании ТНК-ВР. Избирался депутатом Тобольской городской и Тюменской областной дум. 24 марта 2019 года назначен заместителем губернатора Свердловской области  

  • Опубликовано в №92 от 09.04.2019
Областная газета Свердловской области