Для чего Китай принял закон о национальной безопасности в Сянгане?

В конце июня Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей рассмотрел и принял «Закон КНР о защите национальной безопасности в Специальном административном районе (САР) Сянган». Фото: Станислав Мищенко

В конце июня Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей рассмотрел и принял «Закон КНР о защите национальной безопасности в Специальном административном районе (САР) Сянган». Фото: Станислав Мищенко

30 июня 2020 года Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей рассмотрел и принял «Закон КНР о защите национальной безопасности в Специальном административном районе (САР) Сянган». В тот же день правительство САР объявило о включении этого закона в Основной закон Сянгана (Гонконга. — Прим. ред.) и его вступлении в силу со дня обнародования. Данный документ направлен на создание и совершенствование на государственном уровне правовой системы и правоприменительного механизма защиты национальной безопасности в САР Сянган и эффективное предотвращение рисков в этой области. Этот закон будет иметь далеко идущее влияние для устойчивой и долгосрочной практики «Одна страна, две системы» в Сянгане.

Предотвращение угроз

Согласно документу, для выполнения своих обязанностей центральное правительство Китая учредит Управление по обеспечению национальной безопасности в САР Сянган. Оно будет осуществлять юрисдикцию в отношении преступлений против национальной безопасности в трёх исключительных случаях. Во-первых, в момент сложной ситуации, в которой имеют место вмешательства внешних и иностранных сил и при которой юрисдикция САР Сянган не может справиться самостоятельно. Во-вторых, при возникновении тяжёлой обстановки, в которой эффективное применение закона правительством САР Сянган является невозможным. В-третьих, в случае появления чрезвычайной ситуации, когда национальная безопасность сталкивается с существенной реальной угрозой.

Создание Управления по обеспечению национальной безопасности в САР Сянган в соответствии с данным законом не подорвёт принцип «Одна страна, две системы» и не нарушит независимые судебные полномочия судов Сянгана в соответствии с Основным законом САР, поскольку практика «Одна страна, две системы» это в первую очередь «одна страна», а уже потом «две системы». Во всех странах мира компетенция национальной безопасности всецело принадлежит центральным органам власти и относится к «зарезервированной юрисдикции» центрального правительства. Компетенция центральной власти является не абстрактной, а включает в себя законодательные, правоохранительные, судебные и административные полномочия, и Китай в целом не является исключением. Следуя логике, можно сказать, что все преступления, ставящие под угрозу национальную безопасность в САР Сянган, дают право центральному правительству на прямую юрисдикцию.

Далее по закону в юрисдикцию Управления по обеспечению национальной безопасности в САР Сянган входит лишь четыре категории преступлений: сепаратизм, подрыв государственной власти, терроризм и сговор с иностранными или внешними элементами, несущие угрозу национальной безопасности. И даже среди них Управление осуществляет юрисдикцию только в трёх исключительных случаях, перечисленных выше, и в отношении крайне немногих дел, которые серьёзно угрожают национальной безопасности. Подавляющее большинство судебных дел по-прежнему находятся в ведении САР Сянган.

Кроме того, данный закон также предусматривает строгую процедуру для санкционирования юрисдикции Управления по обеспечению национальной безопасности: предложение выдвигается правительством САР Сянган или Управлением по обеспечению национальной безопасности в Сянгане и представляется Центральному народному правительству для утверждения. Иными словами, Управление по обеспечению национальной безопасности в Сянгане не имеет права самостоятельно принять решение об осуществлении юрисдикции в отношении того или иного судебного дела.

Иностранное вмешательство

В 1997 году, когда Сянган вернулся в состав Китая, он полностью избавился от британского колониального правления, которое длилось полтора века. Будучи специальным административным районом, руководствуясь политикой на основе трёх положений - «Одна страна, две системы», «сянганцы сами управляют Сянганом» и «высокий уровень автономии». САР Сянган обладает действительно высокой степенью автономии, такой как административная власть, законодательная власть, независимая судебная власть и окончательное судебное решение, собственное налогообложение и право выпуска валюты. «Одна страна, две системы» — это беспрецедентная и новаторская практика, которая добилась общепризнанного успеха в Сянгане.

В процессе практики также возникают новые проблемы. Долгое время Сянган был не в состоянии поддерживать свою правовую систему и механизм обеспечения национальной безопасности, болезненное состояние за последние несколько лет привело к различным преступлениям, угрожающим национальной безопасности, что усиливалось изо дня в день. В частности, в 2019 году в Сянгане произошли «беспорядки из-за пересмотра законопроекта об экстрадиции», продолжительные насильственные действия беспрерывно обострялись, внешние силы приложили руку к поддержанию сепаратистских движений, нашли лазейку запутать Сянган посредством «цветной революции» - намерение подорвать политическую власть центральных органов было очевидным. Яростная террористическая деятельность не только подрывает верховенство права и общественный порядок в Сянгане, угрожает повседневной жизни и личной безопасности простых людей, но и постоянно подавляет политические и правовые границы, наносит серьёзный вред национальной безопасности.

Возрождение экономики

После возвращения Сянган воспользовался мощным подъёмом экономики Китая, поддерживал сильный экономический рост, неуклонно удваивал свой ВВП и 25 лет подряд лидировал в рейтинге самых свободных экономик в мире, а его инвестиционная среда многократно оценивалась как одна из лучших в мире. Но беспорядки, продолжающиеся уже более года, нанесли беспрецедентный удар по экономике Сянгана и жизни народа. Статистика показывает, что в 2019 году экономика Сянгана впервые за последние десять лет испытала отрицательный годовой рост, и около половины доходов основной сферы услуг резко сократилось. В первом квартале 2020 года ВВП Сянгана снизился на 8,9%, что стало рекордным снижением за всю историю после его возвращения. Согласно «Годовому отчёту мировой конкурентоспособности 2020» экономический рейтинг Сянгана упал с 10-го до 28-го места.

Что беспокоит ещё больше, это признак роста местного терроризма: с прошлого года полиция Сянгана раскрыла 14 случаев применения взрывчатых веществ. На сегодняшний день Сянган уже стал самой хрупкой и опасной точкой риска для национальной безопасности, чего не допустит ни одно суверенное государство.

Политика «Одна страна, две системы» — это характерные особенности САР Сянган, а национальная безопасность является гарантией для её бескомпромиссного воплощения. Лишь при условии обеспечения национальной безопасности может идти и речь о гарантии социальной стабильности в Сянгане, решении вопросов развития, защите безопасности жизни и имущества, свободы и прав подавляющего большинства жителей Сянгана. Реализация данного закона является важным шагом для совершенствования практики «Одна страна, две системы» в Сянгане, которая будет эффективно защищать основные интересы национальной безопасности, поможет Сянгану положить конец хаосу, возродить экономику и повысить благосостояние, а также лучше защищать права и интересы жителей Сянгана и международных инвесторов.

Специальный административный район Сянган располагается на южном побережье Китая на живописных островах, самым крупным из которых является остров Гонконг. Фото: Синьхуа Новости
  • Опубликовано в №121 от 08.07.2020.

Опубликовано на правах рекламы

Областная газета Свердловской области