Зачем страны бывшего СССР меняют конституции?

подготовка к выборам по поправкам в Конституции

Большой блок поправок к Конституции России был принят на общероссийском голосовании 1 июля. Фото: Галина Соловьёва

Сразу в четырёх государствах бывшего СССР параллельно с Россией заговорили о корректировке своих Конституций. На днях очередной раз о таких планах заявил Александр Лукашенко – президент Белоруссии, к которой сейчас приковано особое внимание из-за протестных акций в стране. Несколько раньше к этому процессу приступили в Туркменистане, часть планов по изменению конституции реализовали в Армении, а в Грузии этим летом внесли поправки уже в обновлённый основной закон страны. «Облгазета» выяснила, какие поправки планируют внести в конституцию лидеры соседних государств.

БЕЛОРУССИЯ. О том, что в случае избрания Александра Лукашенко будут внесены поправки в конституцию страны, он заявлял ещё до выборов. Очередной раз президент Белоруссии привлёк внимание к теме изменения основного закона, заявив, что допускает проведение новых выборов после принятия новой конституции на референдуме. «Если обществу нужны перемены – то они будут», – добавил он.

Конкретные предложения по обновлению закона пока не опубликованы. По словам Лукашенко, для выработки поправок будет организовано общественное обсуждение. Пока же из заявлений понятно, что планируется перераспределение полномочий между органами власти. В частности – передача части полномочий «на места» – на уровень губернаторов и председателей райисполкомов, пишет крупнейшее государственное информагентство страны БЕЛТА. Отметим, что похожие инициативы были воплощены в поправках к Конституции России. По оценкам Лукашенко, процесс корректировки конституции может занять около двух лет.

ТУРКМЕНИСТАН. Проект поправок в основной закон этой страны уже опубликован. В числе наиболее значимых изменений – создание двухпалатного парламента (действующий сейчас Меджлис станет нижней палатой, при этом появится верхняя палата – Халк Маслахаты). Кроме этого, предполагается, что бывшие президенты Туркмении будут становиться пожизненными членами верхней палаты парламента (бывшие президенты России, согласно обновлённой Конституции, могут быть пожизненно назначены членами Совета Федерации). При этом в случае болезни или кончины главы государства его полномочия будет исполнять именно спикер Халк Маслахаты. В стране поправки воспринимают как подготовку действующего президента Гурбангулы Бердымухамедова к передаче власти, который в 2017 году был переизбран на новый семилетний срок.

ГРУЗИЯ. В стране уже приняли новую Конституцию в 2018 году, которая предполагала переход на парламентскую форму правления и расширение полномочий правительства. Очередные поправки, которые корректируют систему выборов в парламент, были приняты в конце июня этого года. Согласно изменениям, если до настоящего момента одномандатники составляли половину депутатского корпуса, то с осени 2020 года их количество уменьшится. Из 150 депутатов парламента 120 будут избираться по пропорциональной системе. А избирательный порог для партий был снижен с 5 до 1 процента. На изменения власти пошли после масштабных митингов оппозиции.

АРМЕНИЯ. О планах принять новый основной закон страны в послании по случаю Дня Конституции республики заявил премьер-министр Никол Пашинян. По его словам, сейчас Армении «нужна новая конституция, которая утвердит базирующийся на воле граждан и исходящий из их воли государственный строй». Предполагается, что принята она будет на референдуме в 2021 году. В этом году в основной закон страны также была внесена правка – в конце июня парламент страны утвердил изменения, которые предполагают смещение с должности руководителя Конституционного суда и прекращение полномочий трёх судей.

МНЕНИЕ

  • Андрей Русаков, директор Центра европейско-азиатских исследований.

– Не могу сказать, что мы наблюдаем некую «моду» на изменение конституций. Любое изменение основного закона страны всё-таки продиктовано исключительно внутриполитическими причинами, взглядом элит на развитие страны и своё место в ней. Мы видели это, когда ранее принимались изменения в конституцию Армении о смене президентской республики на парламентскую – там доминировал фактор сохранения у власти «Карабахского клана». Мы видели это в Грузии, когда после окончания второго президентского срока Саакашвили были внесены поправки в Конституцию, которые меняли президентскую модель в стране на парламентскую. Та же самая ситуация в Белоруссии. Я внимательно следил за всеми выступлениями Лукашенко. Актуализация темы конституции произошла буквально на днях, и я думаю, что она носит исключительно тактический характер. Возможно, это было некое противодействие для успокоения страстей, возможно, оно окажется эффективным. Что касается Туркменистана – ситуация в стране не находится в поле постоянного внимания политологов, потому что политические решения там принимаются с точки зрения высшего должностного лица, которое находится у власти.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №156 от 26.08.2020 
Областная газета Свердловской области