Банк «Открытие» и Аналитический центр НАФИ в январе-феврале 2019 г*. провели масштабное исследование готовности предприятий малого и среднего бизнеса к цифровой модели бизнеса, составив первый в России Индекс цифровизации бизнеса. Это некий средний показатель, который рассчитывается на основе 5 ключевых показателей, характеризующих использование современных технологий предпринимателями.
* Репрезентативный всероссийский опрос представителей малого и среднего бизнеса (включая ИП) проведен НАФИ в феврале 2019 г. Опрошено 654 руководящих сотрудников предприятий в 8 федеральных округах России.
В частности, в расчет индекса вошли:
· использование мобильного интернета, широкополосного доступа в интернет, облачных сервисов и т.д.;
· практика внедрения CRM-системы, интранета, чат-ботов, автоматизированных систем управления персоналом и т.д.;
· использование интернет-инструментов для продвижения товаров и услуг – сайта, социальных сетей, мессенджеров и т.д.;
· внедрение культуры защиты цифровой информации, использование специализированных антивирусных программ;
· развитие цифровых компетенций у руководства и сотрудников компании.
Из максимально возможных 100 процентных пунктов, которые рассчитываются как среднее арифметическое этих 5 показателей, в среднем по России по итогам 1 кваратала 2019 года индекс составил 34 пункта. Причем представители регионального бизнес-сообщества уступают коллегам из Москвы – 32 пункта против 42 соответственно. Наиболее высокие показатели показали индексы использования компаниями цифровых средств передачи и хранения информации (43 п.п.), интеграции цифровых технологий в бизнес-процессы (39 п.п.) и применения интернет-инструментов для продвижения товаров и услуг (38 п.п.). На самом низком уровне находятся частные индексы информационной безопасность компании (33 п.п.) и развития цифровых компетенций у сотрудников (15 п.п.).
Наиболее существенным отставание региональных компаний от столичных оказалось в использовании возможностей интернета для продвижения своих товаров и услуг. Столичный бизнес почти два раза чаще представлен в сети собственными сайтами компаний, чем региональный – 57% московских компанию имеют свой сайт, тогда как в среднем в регионах этот показатель не превышает 26%. Также у трети организаций, зарегистрированных в Москве (36% против 28% в регионах), есть страница в социальных сетях. Среди московских предпринимателей по сравнению с региональными существенно выше доля тех, кто размещает рекламу в интернете (49% против 39% в регионах) и продвигает сайт компании в поисковых системах (41% против 31% в регионах).
В российских компаниях по-прежнему уделяется мало внимания вопросам информационной безопасности. Утвержденную политику информационной безопасности имеет лишь каждая третья компания в Москве – 33%, и каждая четвертая в регионах – 25%. У трети региональных компаний вообще нет систем обеспечения информационной безопасности (35% против 20% в Москве).
И московские, и региональные компании пока уделяют мало внимания обучению сотрудников в области цифровых технологий – 89% компаний в Москве и 94% региональных компаний ни разу не организовывали образовательные программы в этой сфере для своих сотрудников. При этом 47% опрошенных руководителей московских компаний и 53% региональных отмечают, что необходимости в проведении образовательных курсов нет. Еще 33% предпринимателей в Москве и 24% в регионах считают, что подобные тренинги нужны только тем сотрудникам, кто непосредственно связан с цифровыми технологиями.
Заместитель президента-председателя правления банка «Открытие» Надия Черкасова отметила, что большинство предпринимателей (71%) считают, что цифровизация бизнес-процессов даёт преимущества компании в развитии бизнеса. «Цифровизация выступает катализатором активности предпринимателей в экономике и создаёт новые возможности и бизнес-модели. Индекс цифровизации малого бизнеса демонстрирует, что предприниматели находятся в активной стадии заинтересованности в новых технологиях. При этом низкий уровень осведомлённости о возможностях цифровых технологий. Банк «Открытие» предоставляет клиентам малого бизнеса широкий спектр сервисов в дистанционных каналах и предлагает образовательную платформу Open Academy для прокачивания навыков продвижения и эффективности в эпоху цифровизации», - сказала Надия Черкасова.
Гузелия Имаева, генеральный директор, Аналитический центр НАФИ: “Для успешной цифровой трансформации бизнеса необходимо не только внедрять цифровые технологии, пользоваться самыми новыми инструментами для построения бизнес-процессов и защиты информации в компании, но и создавать особую корпоративную культуру, направленную на освоение новых технологий. Сотрудники должны находиться в постоянном развитии и получать самую современную и актуальную информацию о трендах в области цифровизации для их сферы бизнеса. Для этого руководителю важно обучаться самому и организовывать тренинги и дополнительные курсы по получению новых знаний и практики для своих сотрудников”.
Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index), в процентных пунктах
Россия | Москва | Регионы | |
Индекс цифровизации бизнеса (BDI) | 34 | 42 | 32 |
Частные индексы | |||
Каналы передачи и хранения информации | 43 | 51 | 41 |
Интеграция цифровых технологий | 39 | 51 | 38 |
Использование интернета | 38 | 45 | 37 |
Информационная безопасность | 33 | 42 | 32 |
Человеческий капитал | 15 | 18 | 15 |
* Индекс может принимать значения от 0 п.п. до 100 п.п.
«Какими услугами связи, передачи и хранения информации Вы пользовались за последний месяц для бизнес-целей?*», в % от всех опрошенных
Россия | Москва | Регионы | |
Мобильная связь | 81 | 85 | 80 |
Мобильный интернет | 69 | 75 | 68 |
Широкополосный доступ в интернет | 61 | 77 | 59 |
Облачные сервисы для хранения и обработки данных | 21 | 32 | 19 |
Сервера для хранения и обработки данных | 19 | 25 | 18 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
«Какие инструменты для цифровой трансформации собственного бизнеса использует Ваша компания?*», в % от всех опрошенных
Россия | Москва | Регионы | |
Интранет | 39 | 40 | 39 |
CRM-системы | 17 | 27 | 15 |
Технологии 3D-печати | 8 | 12 | 8 |
Чат-боты | 7 | 11 | 6 |
Интернет вещей | 7 | 8 | 6 |
Автоматизированные решения для управления персоналом | 6 | 13 | 5 |
VR/AR-технологии | 4 | 4 | 3 |
Технологии блокчейн | 2 | 7 | 1 |
Искусственный интеллект | 2 | 6 | 2 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
«Есть ли у Вашей организации собственный веб-сайт?», в % от всех опрошенных
Россия | Москва | Регионы | |
Есть сайт с контактами и базовым описанием | 15 | 15 | 15 |
Есть полноценный сайт с детальной информацией о компании и продуктах/услугах | 30 | 57 | 26 |
Нет сайта | 54 | 27 | 57 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 2 |
«Есть ли у Вашей организации собственные страницы в социальных сетях?», в % от всех опрошенных
Россия | Москва | Регионы | |
Есть страница в социальных сетях | 29 | 36 | 28 |
Нет страницы в социальных сетях | 71 | 64 | 72 |
«Есть ли у Вашей организации контакты компании в мессенджерах (Viber, WhatsApp), куда могут написать Ваши клиенты / партнеры?», в % от всех опрошенных
Россия | Москва | Регионы | |
Есть контакты в мессенджерах | 37 | 32 | 38 |
Нет контактов в мессенджерах | 63 | 68 | 62 |
«Какие способы продвижения использует Ваша компания?*», в % от всех опрошенных
Россия | Москва | Регионы | |
Реклама в интернете | 41 | 49 | 39 |
Продвижение сайта в поисковых системах | 33 | 41 | 31 |
Продвижение в социальных сетях | 26 | 33 | 25 |
Размещение информации о компании на электронных площадках | 25 | 22 | 26 |
Продвижение через базу контактов клиентов в мессенджерах | 14 | 15 | 13 |
Продвижение через колл-центр | 6 | 6 | 6 |
«Сарафанное радио» | 6 | 5 | 6 |
Нет, не используем | 25 | 23 | 25 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
«Есть ли в Вашей организации утвержденная политика информационной безопасности, которой должны следовать все сотрудники?», в % от всех опрошенных
Россия | Москва | Регионы | |
Есть политика информационной безопасности | 26 | 33 | 25 |
Нет политики информационной безопасности | 72 | 66 | 73 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 1 | 2 |
«Использует ли Ваша организация системы обеспечения информационной безопасности?*», в % от всех опрошенных
Россия | Москва | Регионы | |
В компании есть центр мониторинга сетевых атак | 2 | 4 | 2 |
Используем специализированные программы для защиты бизнеса | 26 | 36 | 24 |
Используем антивирусные программы для физических лиц | 46 | 45 | 46 |
Ничего из перечисленного | 33 | 20 | 35 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
«За последние полгода Ваша компания организовывала или направляла на обучение в области цифровых технологий своих сотрудников?», в % от всех опрошенных
Россия | Москва | Регионы | |
У нас внедрены централизованные образовательные программы | 1 | 3 | 1 |
Мы оплачиваем тренинги/ мероприятия по желанию сотрудника | 5 | 8 | 5 |
Нет, не проводим | 94 | 89 | 94 |
«Кому в Вашей компании нужны курсы / тренинги по пользованию цифровыми технологиями в компании?», в % от всех опрошенных
Россия | Москва | Регионы | |
Необходимы только сотрудникам на руководящих должностях | 13 | 9 | 13 |
Необходимы всем сотрудникам | 7 | 8 | 6 |
Необходимы только тем, у кого это связано с их профессиональной деятельностью | 25 | 33 | 24 |
Не нужны нашим сотрудникам | 52 | 47 | 53 |
Другое | 2 | 2 | 2 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 1 |