Банк «Открытие» представил Индекс цифровизации бизнеса

19 апреля 2019, 16:18

Банк «Открытие» и Аналитический центр НАФИ в январе-феврале 2019 г*. провели масштабное исследование готовности предприятий малого и среднего бизнеса к цифровой модели бизнеса, составив первый в России Индекс цифровизации бизнеса. Это некий средний показатель, который рассчитывается на основе 5 ключевых показателей, характеризующих использование современных технологий предпринимателями.

* Репрезентативный всероссийский опрос представителей малого и среднего бизнеса (включая ИП) проведен НАФИ в феврале 2019 г. Опрошено 654 руководящих сотрудников предприятий в 8 федеральных округах России.

В частности, в расчет индекса вошли:

·         использование мобильного интернета, широкополосного доступа в интернет, облачных сервисов и т.д.;

·         практика внедрения CRM-системы, интранета, чат-ботов, автоматизированных систем управления персоналом и т.д.;

·         использование интернет-инструментов для продвижения товаров и услуг – сайта, социальных сетей, мессенджеров и т.д.;

·         внедрение культуры защиты цифровой информации, использование специализированных антивирусных программ;

·         развитие цифровых компетенций у руководства и сотрудников компании.

Из максимально возможных 100 процентных пунктов, которые рассчитываются как среднее арифметическое этих 5 показателей, в среднем по России по итогам 1 кваратала 2019 года индекс составил 34 пункта. Причем представители регионального бизнес-сообщества уступают коллегам из Москвы – 32 пункта против 42 соответственно. Наиболее высокие показатели показали индексы использования компаниями цифровых средств передачи и хранения информации (43 п.п.), интеграции цифровых технологий в бизнес-процессы (39 п.п.) и применения интернет-инструментов для продвижения товаров и услуг (38 п.п.). На самом низком уровне находятся частные индексы информационной безопасность компании (33 п.п.) и развития цифровых компетенций у сотрудников (15 п.п.).

Наиболее существенным отставание региональных компаний от столичных оказалось в использовании возможностей интернета для продвижения своих товаров и услуг. Столичный бизнес почти два раза чаще представлен в сети собственными сайтами компаний, чем региональный – 57% московских компанию имеют свой сайт, тогда как в среднем в регионах этот показатель не превышает 26%. Также у трети организаций, зарегистрированных в Москве (36% против 28% в регионах), есть страница в социальных сетях. Среди московских предпринимателей по сравнению с региональными  существенно выше доля тех, кто размещает рекламу в интернете (49% против 39% в регионах) и продвигает сайт компании в поисковых системах (41% против 31% в регионах).

В российских компаниях по-прежнему уделяется мало внимания вопросам информационной безопасности. Утвержденную политику информационной безопасности имеет лишь каждая третья компания в Москве – 33%, и каждая четвертая в регионах – 25%. У трети региональных компаний вообще нет систем обеспечения информационной безопасности (35% против 20% в Москве).

И московские, и региональные компании пока уделяют мало внимания обучению сотрудников в области цифровых технологий – 89% компаний в Москве и 94% региональных компаний ни разу не организовывали образовательные программы в этой сфере для своих сотрудников. При этом 47% опрошенных руководителей московских компаний и 53% региональных отмечают, что необходимости в проведении образовательных курсов нет. Еще 33% предпринимателей в Москве и 24% в регионах считают, что подобные тренинги нужны только тем сотрудникам, кто непосредственно связан с цифровыми технологиями.

Заместитель президента-председателя правления банка «Открытие» Надия Черкасова отметила, что большинство предпринимателей (71%) считают, что цифровизация бизнес-процессов даёт преимущества компании в развитии бизнеса. «Цифровизация выступает катализатором активности предпринимателей в экономике и создаёт новые возможности и бизнес-модели. Индекс цифровизации малого бизнеса демонстрирует, что предприниматели находятся в активной стадии заинтересованности в новых технологиях. При этом низкий уровень осведомлённости о возможностях цифровых технологий. Банк «Открытие» предоставляет клиентам малого бизнеса широкий спектр сервисов в дистанционных каналах и предлагает образовательную платформу Open Academy для прокачивания навыков продвижения и эффективности в эпоху цифровизации», - сказала Надия Черкасова.

Гузелия Имаева, генеральный директор, Аналитический центр НАФИ: “Для успешной цифровой трансформации бизнеса необходимо не только внедрять цифровые технологии, пользоваться самыми новыми инструментами для построения бизнес-процессов и защиты информации в компании, но и создавать особую корпоративную культуру, направленную на освоение новых технологий. Сотрудники должны находиться в постоянном развитии и получать самую современную и актуальную информацию о трендах в области цифровизации для их сферы бизнеса. Для этого руководителю важно обучаться самому и организовывать тренинги и дополнительные курсы по получению новых знаний и практики для своих сотрудников”.

Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index), в процентных пунктах

Россия

Москва

Регионы

Индекс цифровизации бизнеса (BDI)

34

42

32

Частные индексы

Каналы передачи и хранения информации

43

51

41

Интеграция цифровых технологий

39

51

38

Использование интернета

38

45

37

Информационная безопасность

33

42

32

Человеческий капитал

15

18

15

* Индекс может принимать значения от 0 п.п. до 100 п.п.

«Какими услугами связи, передачи и хранения информации Вы пользовались за последний месяц для бизнес-целей?*», в % от всех опрошенных

Россия

Москва

Регионы

Мобильная связь

81

85

80

Мобильный интернет

69

75

68

Широкополосный доступ в интернет

61

77

59

Облачные сервисы для хранения и обработки данных

21

32

19

Сервера для хранения и обработки данных

19

25

18

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

«Какие инструменты для цифровой трансформации собственного бизнеса использует Ваша компания?*», в % от всех опрошенных

Россия

Москва

Регионы

Интранет

39

40

39

CRM-системы

17

27

15

Технологии 3D-печати

8

12

8

Чат-боты

7

11

6

Интернет вещей

7

8

6

Автоматизированные решения для управления персоналом

6

13

5

VR/AR-технологии

4

4

3

Технологии блокчейн

2

7

1

Искусственный интеллект

2

6

2

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

«Есть ли у Вашей организации собственный веб-сайт?», в % от всех опрошенных

Россия

Москва

Регионы

Есть сайт с контактами и базовым описанием

15

15

15

Есть полноценный сайт с детальной информацией о компании и продуктах/услугах

30

57

26

Нет сайта

54

27

57

Затрудняюсь ответить

1

1

2

«Есть ли у Вашей организации собственные страницы в социальных сетях?», в % от всех опрошенных

Россия

Москва

Регионы

Есть страница в социальных сетях

29

36

28

Нет страницы в социальных сетях

71

64

72

«Есть ли у Вашей организации контакты компании в мессенджерах (Viber, WhatsApp), куда могут написать Ваши клиенты / партнеры?», в % от всех опрошенных

Россия

Москва

Регионы

Есть контакты в мессенджерах

37

32

38

Нет контактов в мессенджерах

63

68

62

«Какие способы продвижения использует Ваша компания?*», в % от всех опрошенных

Россия

Москва

Регионы

Реклама в интернете

41

49

39

Продвижение сайта в поисковых системах

33

41

31

Продвижение в социальных сетях

26

33

25

Размещение информации о компании на электронных площадках

25

22

26

Продвижение через базу контактов клиентов в мессенджерах

14

15

13

Продвижение через колл-центр

6

6

6

«Сарафанное радио»

6

5

6

Нет, не используем

25

23

25

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

«Есть ли в Вашей организации утвержденная политика информационной безопасности, которой должны следовать все сотрудники?», в % от всех опрошенных

Россия

Москва

Регионы

Есть политика информационной безопасности

26

33

25

Нет политики информационной безопасности

72

66

73

Затрудняюсь ответить

2

1

2

«Использует ли Ваша организация системы обеспечения информационной безопасности?*», в % от всех опрошенных

Россия

Москва

Регионы

В компании есть центр мониторинга сетевых атак

2

4

2

Используем специализированные программы для защиты бизнеса

26

36

24

Используем антивирусные программы для физических лиц

46

45

46

Ничего из перечисленного

33

20

35

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

«За последние полгода Ваша компания организовывала или направляла на обучение в области цифровых технологий своих сотрудников?», в % от всех опрошенных

Россия

Москва

Регионы

У нас внедрены централизованные образовательные программы

1

3

1

Мы оплачиваем тренинги/ мероприятия по желанию сотрудника

5

8

5

Нет, не проводим

94

89

94

«Кому в Вашей компании нужны курсы / тренинги по пользованию цифровыми технологиями в компании?», в % от всех опрошенных

Россия

Москва

Регионы

Необходимы только сотрудникам на руководящих должностях

13

9

13

Необходимы всем сотрудникам

7

8

6

Необходимы только тем, у кого это связано с их профессиональной деятельностью

25

33

24

Не нужны нашим сотрудникам

52

47

53

Другое

2

2

2

Затрудняюсь ответить

1

1

1

Областная газета Свердловской области