Школьная форма: особенности выбора и требования времени

23 августа 2019, 16:22

В конце лета родители собирают своих детей в школу, в частности, покупают им новую одежду. Школьной формой одежду нынешних школьников не всегда можно назвать. Но это все-таки одежда делового стиля, и, как правило, ребенок ходит в ней в школу, где находится значительное количество времени. Что нужно знать и учитывать при выборе школьной одежды, знает преподаватель кафедры товароведения и экспертизы УрГЭУ, руководитель швейного предприятия по пошиву корпоративной одежды Татьяна Вавилова.

Татьяна Валерьевна, какой должна быть одежда для школы: пиджаки, брюки, юбки, блузки и сорочки, из какой ткани? На что нужно обращать внимание родителям? − Комплект школьной формы должен быть многослойным и многокомплектным. В условиях уральского климата комплект одежды должен иметь как минимум два слоя. Первый слой, который контактирует непосредственно с телом ребенка, изготавливается из натуральных (100% хлопок, допускается добавление эластомерных нитей − лайкры, эластана) или искусственных материалов (таких, как вискоза).

Изделия первого слоя должны быть гигроскопичны и воздухопроницаемы. К изделиям второго слоя предъявляются иные требования: защита кожи ребенка от внешней среды, хорошая износостойкость, формоустойчивость, красивый внешний вид. По видовому ассортименту предпочтение лучше отдать фуфайкам, водолазкам, рубашкам-поло, нежели блузкам и сорочкам.

В качестве  плечевых изделий первого и второго слоя рекомендуется выбирать одежду из трикотажных полотен. Трикотажные изделия имеют более высокие гигиенические свойства, хорошую воздухопроницаемость и растяжимость по сравнению со швейными изделиями из тканей. Трикотажные жакеты, пиджаки и жилеты не ограничивают ребенка в движении.

По видовому ассортименту предпочтение лучше отдать хлопчатобумажным фуфайкам, водолазкам, рубашкам-поло, нежели блузкам и сорочкам. Они удобны в носке, хорошо облегают фигуру, имеют мягкое и теплое туше, что важно для изделий первого слоя.

И, наоборот, в качестве поясных изделий желательно выбирать юбки и брюки, изготовленные из тканей, а не трикотажных полотен. Ткани имеют высокую износостойкость и значительно меньше пиллингуются (образовывают катышки), чем трикотаж.  При выборе поясных изделий следует обращать внимание на состав ткани. Оптимальным вариантом является костюмная ткань с содержанием 50% искусственных волокон (вискозы)  и  50% синтетических волокон (полиэстера). Полиэстер придает изделию износоустойчивость, формоустойчивость и несминаемость. За  счет вискозы увеличиваются гигиенические свойства ткани.

Также вышуказанным потребительским свойствам соответствуют полушерстянные костюмные ткани ( 35 % шерсть и 65% полиэстер). Полиэстер придает изделию износоустойчивость, формоустойчивость и несминаемость. Добавление вискозных или шерстяных волокон в составе ткани повышают ее гигиенические свойства.

Всегда ли цена одежды говорит об ее качестве? Или можно купить качественную и недорогую форму?

− Качественная и недорогая школьная форма существует. Ее выпускают  российские производители, использующие костюмные полушерстяные ткани. К примеру, камвольные Брянский и Свердловский комбинаты.  Действуют государственные программы по субсидированию производителей, выпускающих продукцию из тканей отечественных производственных текстильных комбинатов. В связи с этим выпускаемая продукция получается качественной и недорогой.

Чем чревато ношение одежды, которая «не дышит»?

− Не следует приобретать дешевую форму из синтетических тканей (100-процентного полиэстера). Ребенок в ней потеет, влага скапливается в пододежном пространстве − полиэстер в отличие от хлопка, шерсти и вискозы не способен  вывести влагу наружу. Далее вспотевший ребенок  выходит на улицу, его тело быстро охлаждается, что приводит к частым простудам в ветреную и холодную погоду.

 − Татьяна Валерьевна, почему снова поднимается вопрос о новых стандартах школьной одежды, неужели стандарты школьной формы, выпускаемой в СССР, устарели? Если да, то по каким параметрам?− К сожалению, единый  стандарт на школьную форму в настоящее время отсутствует.  Разработаны  ГОСТы на отдельные виды готовых изделий, которыми руководствуются отечественные производители. Основным документом, регламентирующим требования безопасности к школьной форме и детской одежде,  является Технический регламент ЕАЭС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Поэтому в некоторые ГОСТы следует внести изменения по нескольким параметрам. Во-первых, требует пересмотра размерная типология детей. Антропологическое исследование, проведенное Центральным научно-исследовательским институтом швейной промышленности (ЦНИИШП) в 2016 году, показало, что увеличилось количество фигур по сочетанию ведущих признаков. Это привело к необходимости введения еще одной полнотной группы в каждой из возрастных групп детей. Во-вторых, рынок текстильных материалов в условиях  свободной рыночной экономики наполняется огромным количеством  производителей и поставщиков текстильных материалов.  Внедряются новые технологии изготовления, расширяется ассортимент тканей по составу и структуре. Необходимы новые ГОСТы на современные текстильные материалы.

Областная газета Свердловской области