В Екатеринбурге завершился международный Форум «Индустриальность и культура».

10 ноября 2019, 17:23

С 30 октября по 1 ноября 2019 года в Екатеринбурге при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина состоялся международный форум «Индустриальность и культура: Почему мы не верим в креативную экономику?». Проект является частью 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства и ключевым мероприятием крупного федерального проекта «Индустриальность и культура».

Более 40 международных экспертов посетили Урал, чтобы обсудить основания для сотрудничества культурных институций и крупного бизнеса и решить, возможна ли креативная экономика в промышленных городах России.

«Для развития креативного бизнеса в регионах сыграет большую роль введение в оборот объектов культурного наследия и старых производственных комплексов. Именно в этих местах создается успешная культурная инфраструктура в синтезе государственной поддержки и частного бизнеса.», – Виктория Казакова, министр инвестиций и развития Свердловской области

В пленарных заседаниях Форума и дискуссионной программе в общем приняло участие более 300 представителей культурных индустрий. В формате панельных дискуссий и практических лабораторий участники форума поделились историями успехов и сформулировали особенности культурных проектов, способных запустить процессы территориального развития в индустриальных городах.

«Вовлечение людей в разные инициативы, формирование креативности – это обязательные условия для развития малых городов. Важно наполнять городское пространство новыми арт-объектами, в особенности, сделанными самими жителями. Важно отношение к инициативе. Когда люди открыты, тогда меняется и отношение к современному искусству», – поделился своими наблюдениями Александр Кастравец, директор по связям с общественностью Благотворительного фонда «ОМК-участие»

Отдельная дискуссия была посвящена роли биеннале современного искусства в развитии индустриальных городов. В обсуждении приняли участие Дамир Стойнич, художественный руководитель Индустриальной биеннале в Лабине (Хорватия); Эндрю Палмер, один из основателей Британской биеннале керамики; Франческо Манакорда, художественный руководитель фонда VAC, в прошлом куратор Ливерпульской биеннале, и Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале:

«Роль биеннале как центра культурного притяжения невозможно переоценить. Будь то биеннале керамики на улицах небольшого Лабина, тысячи метров шахтерских туннелей или залы действующего Оптико-механического завода. Наша задача – не просто пригласить зрителя посмотреть на современное искусство, мы создаем новую культурную грамотность, новые городские традиции и социокультурные отношения. Любой грамотно выстроенный культурный проект способен изменить лицо не только площадки, на которой проходит, но и целого района и даже города».

Гости форума смогли познакомиться с проектами, которые делают возможным решение социальных проблем депрессивных районов, и кейсами российских команд, реализующих культурные проекты в малых и средних городах России. Особое внимание было уделено разбору кейсов, посвященных развитию культурных центров в бывших промышленных территориях. Своими наблюдениями поделилась Юлия Грозовская, директор по связям с общественностью Благотворительного фонда В. Потанина, который поддерживает Уральскую биеннале и Форум на протяжении нескольких лет: «Сегодня мы предъявляем новые требования к музею, в ответ на это в жизни музея открываются совершенно новые страницы. «Великое искусство не рождается в музее»: если музей с выдающейся коллекцией не выполняет социальную миссию, не вносит свой вклад в развитие среды вокруг себя, он остается туристической достопримечательностью и не раскрывает весь свой потенциал. Музеи сегодня стремятся стать центральной частью современной урбанистической экосистемы, так как именно они поддерживают своей деятельностью самые разные значимые институции города, подвергая апгрейду исторический, художественный, социальный, образовательный, предпринимательский и экономический контексты».

Третий день Форума был посвящен выездной сессии «Лаборатории индустриальности» в городе Сысерть, в которой приняли участие более 30 представителей малых городов уральского региона и Пермского края. На протяжении всех дней форума участники Лаборатории работали над сценариями ревитализации объектов индустриальности в своих городах: от крупных градообразующих заводов до плотин и шахт. В сессии приняли участие представители региональной власти, представители некоммерческих организаций, независимые инициаторы и работники музейной сферы.

Итоги «Лаборатории индустриальности» будут подведены на электронном ресурсе Архива, где будет обобщен мировой и российский опыт ревитализации промышленных объектов и собраны все материалы Уральской индустриальной биеннале современного искусства. В дальнейшем Лаборатория продолжит свою работу, взяв под экспертную поддержку три малых территории из числа участников Форума «Индустриальность и культура».

Проект реализуется Автономной некоммерческой организацией «Центр поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ» на грант Благотворительного фонда Владимира Потанина в рамках 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

Справочно:

Уральская индустриальная биеннале современного искусства – крупнейшее международное художественное событие в России, которая в 2019 году проходит с 12 сентября по 1 декабря в Екатеринбурге и городах Уральского региона и посвящена теме «Бессмертие». В этом году площадкой Основного проекта биеннале впервые стало действующее предприятие – Уральский оптико-механический завод, а здание первого городского кинотеатра «Колизей» превратилось в «Павильон бессмертия искусства», где помимо выставки, проходят лекции, кинопоказы, ридинги, а с 30 октября по 1 ноября состоялся форум «Индустриальность и культура».

Областная газета Свердловской области