Система социального рейтинга в России — вопрос времени?

27 августа 2020, 10:45

В современном мире грань между реальной жизнью человека и его активностью в глобальной информационной сети становится все более размытой. Если в России возможность получить госуслугу, кредит, оплатить ЖКХ и записаться к врачу, не выходя из дома, появилась относительно недавно, то в Китае, практически вся деятельность человека, включая его состояние здоровья, поведение в соцсетях и покупательские предпочтения, уже давно легла в основу оценки его личности как гражданина. Стоит ли ждать развития системы социального рейтинга в нашей стране — рассуждают эксперты Уральского государственного экономического университета.

Система социального рейтинга успешно применяется в Поднебесной с 2014 года, с целью повышения законопослушности граждан. Идея проста: социально активный гражданин, не имеющий штрафов и долгов по кредитам получает привилегии от государства: скидки на ЖД и авиабилеты, возможность бронировать места в отелях и брать вещи напрокат без залога и т.д.

Силу системы в полной мере прочувствовали на себе жители КНР в мае 2018 года, когда несколько тысяч китайцев не смогли выбраться за границу, приобрести билеты на поезда и самолеты, забронировать номера категории «люкс» в отелях. С каждым годом перечень данных, влияющих на социальный рейтинг гражданина, расширяется. В 2020 году люди, скрывшие свой положительный COVID-19-статус от общества, стали терять свои баллы. Кроме того, система начала учитывать курильщиков и любителей выпить. А вот поклонники фитнеса и здорового образа жизни получили дополнительную возможность повысить свой балл.

«В 90-х годах XX века в США и Западной Европе появилась новая интересная концепция под названием New Public Management. Смысл ее заключался в переносе успешных методов управления из бизнеса в государственный сектор и в общество. Система социального рейтинга — это продолжение этой истории. Мы уже вовсю сталкиваемся с этим явлением как потребители. Те, у кого хорошая покупательская или кредитная история, имеют преференции в виде понижения ставок, например. Это распространено в банковском секторе и в различных торговых сетях, в виде карт лояльности для покупателей. Создаются целые кластеры, позволяющие добросовестным клиентам получать скидки в разных компаниях», - объясняет директор Института менеджмента и информационных технологий УрГЭУ Александр Коковихин.

В силу либеральных традиций и серьезного отношения к неприкосновенности личной жизни и защите персональных данных, подобные идеи стимуляции добросовестности граждан в западных странах не прижились, в отличие от КНР, где общественное всегда имело приоритет перед индивидуальным. В основу системы социального рейтинга в Китае легли технологии, перенесенные из HR-сферы (управление персоналом). Социальный рейтинг складывается из разных сведений, куда входит кредитная история, информация о налогах, штрафах, перемещениях гражданина. Это позволяет комплексно оценивать, насколько соответствует этот человек требованиям современного китайского общества.

Пока жители Поднебесной зарабатывают баллы, в других странах явление системы социального рейтинга подвергается жесткой критике и вызывает много вопросов на тему прав и свобод человека. Эта проблема была ярка отражена в одном из эпизодов популярного сериала «Черное зеркало». Александр Коковихин убежден, что бояться описываемых в фильме событий в России не стоит:

«Смысл социального рейтинга не в том, чтобы установить тотальный контроль за населением и влезать в личную жизнь людей, а в том, чтобы мотивировать и поощрять тех, кто добросовестно выполняет свой долг перед обществом, исправно платит налоги и не нарушает закон. Надо признать, что уровень информатизации в России, особенно в части госуслуг - один из самых высоких в мире. Формирование соцрейтинга на основе существующих информационных систем, касающихся налогов, кредитов, данных базы ГИБДД и госуслуг даст преференции законопослушным гражданам, из которых они смогут извлечь выгоду. Если подобную систему внедрят в нашей стране, она любом случае будет основана на текущем законодательстве, куда на данном этапе точно не войдут показатели активности в социальных сетях, личных убеждений и предпочтений».

Вопрос внедрения системы социального рейтинга в России активно обсуждается. Через шеринг и краунд-технологии, общество все быстрее движется к необходимости создания единого цифрового профиля человека. По мнению директора Института финансов и права УрГЭУ Максима Марамыгина, это приведет к повышению уровня предоставляемых услуг и снижению мошенничества:

«Шеринговые компании возникли 12 лет назад. На сегодняшний день, тот же UBER, имеет уставный капитал почти 100 млрд долларов. Шикарный бизнес, согласитесь? И такими услугами потребитель пользуется все активнее, поэтому он имеет полное право знать, у кого они их покупает. Для этого и нужна подобная система, но осуществить это в полной мере станет возможно, с появлением единых IP-адресов. Рано или поздно мы все к этому придем».

Появление системы социального рейтинга — это естественное следствие технического прогресса в эпоху материальных ценностей, считают эксперты. Насколько глубоко искусственный интеллект будет мониторить нашу жизнь, наши потребности и привычки — будет зависеть от государственной политики, считает Марамыгин.

«На самом деле, все наши действия в интернете уже давно отслеживаются системой. И, с появлением социального мониторинга, мы вряд ли почувствуем какие-либо изменения. Если вы не занимаетесь подрывной деятельностью в соцсетях и не живете сутками на сомнительных сайтах, то вам опасаться нечего».

Сегодня IT-сфера сформировала новую реальность, в которую вошли практически все аспекты нашей жизни: политические, экономические и социальные отношения людей. И в этом пространстве каждому из нас предстоит формировать свой образ. Рано или поздно этот портрет ляжет в основу нашего электронного досье.

Областная газета Свердловской области