ЦЕННЫЙ БЕНЗИН

24 мая 2022, 18:15
Фото: УрГЭУ

Фото: УрГЭУ

Биржевые цены на бензин марок АИ-92 и АИ-95 падают. Средняя стоимость тонны топлива с октановым числом 92 в мае составила 38,9 тыс. рублей — такие цены были только весной 2016 года. Но автовладельцы изменений ценников на заправках не наблюдают. Почему, и когда россияне будут платить за бензин меньше — об этом мы спросили доцента кафедры мировой экономики и внешнеэкономической деятельности Уральского государственного экономического университета Константина Юрченко.

Константин Павлович, эксперты напрямую связывают падение биржевых цен на бензин с введением очередных санкций Запада из-за объявления специальной военной операции на Украине. По Вашему мнению, это действительно так?

Я не вижу прямой связи. Сейчас запреты европейский стран не особо влияют на ситуацию на топливном рынке. Эмбарго, я уверен, будет, но ожидать его стоит во второй половине года. Снижение цен на бензин марки АИ-92 объясняется, скорее, тем, что из-за низких экологических показателей этот вид топлива не очень популярен на Западе, поэтому и в «экспортной корзине» его немного. Спрос на АИ-92, действительно, постепенно снижается, отсюда и снижение цены.

При этом стоимость бензина на российских автозаправках не снижается. Почему?

Российская экономика устроена таким образом, что систематически серьезного снижения цен не предполагается. По крайней мере розничных. Оптовая цена на бензин, если и уменьшается из-за каких-либо ограничений, то розничные цены остаются на прежнем уровне. И связано это с высоким уровнем монополизации нефтяного рынка. С оптовыми ценами могут происходить разные истории, но розничная цена для конечного потребителя может только колебаться в пределах 1,5%. Такого, чтобы цена за литр бензина с 50 рублей упала, скажем, до 35 рублей, не будет. И так происходит не только в России, рыночная экономика так устроена. В экономике это называется «эффектом храповика», смысл которого в том, что изменения цен в сторону повышения происходят легче, чем в сторону уменьшения. Храповик — это механизм, который не дает колесу вращаться в обратную сторону.

А что должно произойти, чтобы цены на автозаправках серьезно снизились?

Я думаю, есть только один вариант, при котором это возможно: демонополизация рынка. В 90-х годах прошлого века таким путем пошла Южная Корея. Монополисты нескольких сфер товарооборота открыли доступ к рынкам сбыта и производства всем предпринимателям страны — и это привело к настоящему прорыву в экономике.

Областная газета Свердловской области