«С Путиным мы пели до глубокой ночи»

разведчики Елена Вавилова и Андрей Безруков

После возвращения в Россию Андрей Безруков стал советником президента ПАО «Роснефть» и преподаёт в МГИМО, а Елена Вавилова трудоустроена в ПАО «Норильский никель». Фото: Галина Соловьёва

В Екатеринбурге состоялась встреча с ветеранами внешней разведки Андреем Безруковым и Еленой Вавиловой. Они более 23 лет жили в Канаде, Франции и США и добывали ценную информацию для России, пока в 2010 году их не раскрыл предатель, бывший полковник СВР Александр Потеев. В столицу Среднего Урала гости из Москвы приехали, чтобы презентовать книгу «Женщина, которая умеет хранить тайны», написанную Еленой Вавиловой о своей работе и жизни за рубежом.

Андрей Безруков и Елена Вавилова родились в начале 1960-х годов в Томске. Они познакомились на историческом факультете Томского государственного университета, который окончили в 1983 году – тогда же и поженились. Во внешнюю разведку их отобрали во время учёбы. После окончания разведшколы в конце 80-х их направили в Канаду, затем во Францию и наконец в США. За границей нелегалы занимались бизнесом под вымышленными именами Дональда Ховарда Хитфилда и Трэйси Ли Энн Фоли. В Америке Андрей Безруков окончил Гарвардский университет и получил образование по государственному и общественному управлению. Во время учёбы он завёл много полезных знакомств с разными политическими деятелями США и других стран, в частности, с президентом Мексики в 2006–2012 годах Фелипе Кальдероном. После Гарварда разведчик открыл собственное консалтинговое бюро, которое занималось стратегическим прогнозированием и планированием, а его жена работала в риелторском агентстве в Массачусетсе. После разоблачения они вернулись в Россию. Оба имеют звания полковников СВР в отставке. Андрей Безруков, выполнявший своё первое задание в Свердловске, рассказал о нелегальной разведке и будущем России.

Елена Вавилова
Чтобы не раскрыть себя, разведчики-нелегалы не общались на русском языке даже с детьми и сторонились туристов из России. Фото: Галина Соловьёва
В Россию Елена Вавилова вернулась в 2010 году, но книгу о своей жизни и работе за границей опубликовала только девять лет спустя из соображений государственной безопасности. Фото: Галина Соловьёва

ЗАДЕРЖАНИЕ. За два-три дня до задержания мы стали замечать слежку ФБР. Они сделали несколько неаккуратных шагов, о которых мы собирались сообщить в центр, но наши попытки не увенчались успехом – все каналы связи уже контролировали американские спецслужбы. Нас арестовали и доставили в полицейский участок, а потом в тюрьму. Выяснилось, что мы стали жертвами предательства. В США нас обвинили в отмывании денег – это 25 лет тюрьмы, и в работе иностранными агентами без регистрации – это 5 лет. Последнюю формулировку придумали в ФБР, чтобы нас можно было обменять: если бы нас признали виновными в шпионаже, то американскому обществу было бы трудно объяснить, почему правительство США нас отпустило.

ВОЗВРАЩЕНИЕ. Через две недели после ареста нас и ещё восемь разведчиков-нелегалов, раскрытых предателем, обменяли в Вене на российских граждан, завербованных разведками США и Великобритании (среди них был и бывший полковник ГРУ Сергей Скрипаль). Когда мы прилетели на самолёте МЧС в Москву, я был одет в рубашку поло и брюки, а Елена была в оранжевой тюремной робе и китайских тапочках на размер больше, а на следующий день после возвращения у нас должна была быть встреча с президентом Владимиром Путиным. Напутствие Владимира Владимировича было очень простым: вы обладаете опытом, используйте его на пользу Родине – делайте то, что вам нравится, только оставайтесь патриотами. А потом мы стали петь песни в караоке: у президента есть целая папка с различными песнями, в основном, патриотическими, советских времён. И он предложил нам спеть «С чего начинается Родина». Потом были «Катюша» и другие песни: вместе с президентом мы пели до глубокой ночи.

СВЕРДЛОВСК. В 1983 году я приехал в Свердловск на моё первое разведывательное задание. Я очень плохо помню, как он выглядел, потому что был весь сфокусирован на работе. С заданием я справился, и это определило мою дальнейшую судьбу. Считаю Урал и Сибирь регионами, которые сделали нашу страну. Люди здесь никогда не знали крепостного права, были крепки духом и полагались только на себя, потому что в этом гигантском неосвоенном пространстве можно выжить только так.

РАБОТА НЕЛЕГАЛОВ. Когда мы отправились за границу в конце 80-х годов, мы уезжали на войну: настолько серьёзным было в те годы противостояние между СССР и США. Мы готовились именно к тому, что все наши посольства будут перекрыты, все официальные каналы будут заморожены, и на нас упадёт ответственность разведывательной работы, связи и всего остального. Труд разведчика – сложный, монотонный процесс, в котором очень много аналитической работы. Приходится сопоставлять факты и разрабатывать нестандартные планы, а потом их шаг за шагом осуществлять. Джеймс Бонд пришёл и победил – так не бывает. Разведчик-нелегал всегда сконцентрирован на трёх работах. Во-первых, он служит стране: выполняет задания, собирает ценную информацию. Вторая работа – по прикрытию. Ваши соседи по дому должны ясно понимать, кто вы такой, откуда у вас берутся деньги, чем вы живёте. И третья, очень важная задача – постоянный профессиональный и человеческий рост. Вы должны дойти до людей, принимающих решения. Чтобы этого добиться, нужно представлять для них какую-то ценность – обладать глубокими знаниями по разным темам и говорить о тех вещах, которые им интересны. И эта работа никогда не кончается: вы постоянно идёте в гору, но не знаете, где её вершина.

ПРЕДАТЕЛЬСТВО. В нелегальной разведке предательство является единственным фактором провала. Идёт война, и спецслужбы выискивают людей, которые слабы или любят деньги больше, чем Родину. Это тяжело, страшно и всегда связано с большими переживаниями, но для разведчика это часть жизни. Эффективным разведчиком можно быть, только когда ты глубоко веришь во что-то. Мы всегда верили в свою страну и нашу разведку, даже в тяжёлые 90-е годы. А предательство – это просто профессиональная болезнь.

БУДУЩЕЕ РОССИИ. Россия вошла в период, очень похожий на 80-е в СССР. Сейчас Россия, как и весь мир, вступает в новый экономический цикл. Такие изменения происходят где-то раз в сто лет. Последний раз это случилось перед Первой мировой войной, когда появились самолёты, радио, танки. И, как тогда, начинается передел мира. Крупные мировые державы начинают гонку за влияние на людей. Чтобы победить в ней, мы должны сконцентрировать вокруг нас как можно больше других стран. Нужна критическая масса, чтобы можно было занять большой рынок, растить на нём сильные компании и получать деньги для новой инфраструктуры. Нужно понимать, что мы – единый народ, и мы должны в этой гонке участвовать. Если каждый из нас не сделает что-нибудь для этого, мы останемся последними и потом будем жить по чужим правилам.

Павел Креков
Среди гостей "прямой линии" с ветеранами СВР были сотрудники спецслужб, курсанты, историки. Заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков тоже пришёл на встречу с разведчиками и задал им вопрос об отношении к современным фильмам о шпионах. Андрей Безруков ответил, что ему стыдно их смотреть за киноляпы и непродуманный сюжет. Фото: Галина Соловьёва
Встреча с разведчиками Андреем Безруковым и Еленой Вавиловой
На встречу с Андреем Безруковым и Еленой Вавиловой пришли более ста человек. Мест всем не хватило, поэтому многие слушали разведчиков стоя. Фото: Галина Соловьёва

Между тем

О решении родить детей рассказала Елена Вавилова: «Многие пары нелегалов до нас отказывались от этого, но нам хотелось иметь полноценную семью. Я родила в Канаде двух мальчиков. В отличие от радистки Кэт из «17 мгновений весны», я во время родов не произнесла ни одного русского слова, хотя наши руководители в Москве этого опасались. Мне помогли моя разведподготовка и присутствие мужа на родах. За границей наши дети говорили на двух языках, как и мы, – французском и английском. Когда случился арест, для них это был шок: очень сложно осознать в 16 и 20 лет, что твои родители не те, кем ты их считал. Дети не могли поверить в то, что мы русские, и тем более разведчики. Сыновья думали, что они канадцы, которые живут в США. Поэтому после приезда в Россию им пришлось пройти долгий путь, чтобы понять, что у них русские корни. Мы объяснили им свою мотивацию и помогли найти себя в России. Младший закончил английскую школу в Москве, теперь сыновья – финансисты».

  • Опубликовано в №188 от 15.10.2019 под заголовком «Уезжали за границу как на войну» 
Областная газета Свердловской области