«Законотворчество — это всегда компромисс»

Павел Крашенинников (слева) вместе с профессором УрГЮУ Брониславом Гонгало. Презентация книги «Заповеди советского права»

Павел Крашенинников (слева) вместе с профессором УрГЮУ Брониславом Гонгало – первым героем цикла «ОГ» о Гражданском кодексе. РФ Фото: Галина Соловьёва

В понедельник исполнилось 25 лет с момента принятия Государственной думой России первой части Гражданского кодекса РФ. Серию публикаций к этой знаменательной дате завершает интервью с председателем Комитета по государственному строительству и законодательству Госдумы и постоянным читателем «Областной газеты» Павлом КРАШЕНИННИКОВЫМ (смотрите выпуски «ОГ» за 05.06.2019, 23.07.2019 и 26.09.2019). Наш земляк рассказал, что ждёт Гражданский кодекс в будущем и какие сложности возникают при внесении поправок в этот закон.

На стыке интересов

– Какое значение имело принятие Гражданского кодекса для становления российского общества?

- Гражданский кодекс – второй документ в стране после Конституции, но с точки зрения юридического охвата равных ему нет. Гражданское право регулирует отношения людей от рождения и даже некоторое время после смерти. Очень важно, что кодекс приняли фактически через год после принятия Конституции РФ, а подготовка к его созданию началась задолго до этого. Ядро законотворческого коллектива было сформировано ещё в середине 80-х. В основе были те, кто готовил советские законы о собственности, предприятиях и российские законы переходного периода после распада СССР, – трое выдающихся уральских правоведов: члены-корреспонденты РАН Сергей Алексеев, Вениамин Яковлев и заслуженный юрист России Станислав Хохлов. Они разработали базовые положения Гражданского кодекса, которые во многом предопределили развитие экономики и социальной жизни современной России. Наши земляки готовили этот документ в духе демократических прав и свобод человека, поэтому его можно смело назвать продолжением Конституции.

– Гражданский кодекс состоит из четырёх частей. И принимали их не сразу, а растянули этот процесс на 12 лет. Почему так долго?

- В 90-е и начале нулевых в стране была тяжёлая экономическая и политическая обстановка, и многие положения Гражданского кодекса были революционными для того времени, взять ту же самую частную собственность на землю. Двигались и проводили соответствующие части по мере готовности исполнительной и законодательной ветвей власти. Сложности есть всегда, потому что гражданское законодательство – это стык экономических, социальных и мировоззренческих интересов. Свежий пример: в перечне поручений Президента России Владимира Путина по реализации национальной программы «Цифровая экономика» был блок из нескольких десятков вопросов, а приняли пока только один закон и как раз поправки в ГК. С одной стороны, надо учитывать прозрачность правовых механизмов, а также их безопасность для общества. С другой, всем нужно понимать, что принятие законов – это всегда компромисс, который должен работать на развитие, а не наоборот.

– Гражданское законотворчество отличается от уголовного или налогового?

- Очень сильно, потому что Гражданский кодекс – это самый объёмный закон в России и самый сложный, но лучше всех законов подготовленный, особенно, в плане юридической техники. А главное, он представляет собой чёткую систему права, отечественных и зарубежных знаний. В гражданском законодательстве нет государственного вмешательства, всё-таки оно рассчитано на равные стороны, а все изменения публично обсуждаются юристами и общественностью. Немаловажно и то, что в подготовке многих поправок в Гражданский кодекс нам помогают уральские правоведы. В Екатеринбурге сложилась одна из лучших гражданских школ в стране. Мы постоянно поддерживаем контакты с Уральским государственным юридическим университетом и активно используем наработки коллег в законотворчестве.

Реформа ГК

– За время своего существования Гражданский кодекс претерпел множество изменений, а с 2012 года идёт его реформа. Совсем недавно в документ внесли поправки, касающиеся цифровых прав граждан. Что это такое?

- Лучше сказать – ввели ряд изменений, потому что сама концепция Кодекса сохранена. Когда Гражданский кодекс вступил в силу 1 января 1995 года, он отражал ту государственную и общественную ситуацию, которая была в России в то время. За 25 лет наша страна, как и весь мир, сильно изменилась, и мы должны учитывать тот глобальный вызов, который связан с цифровизацией повседневной жизни. И не только в специальных законах об информации, но и в гражданском праве.

С 1 октября мы узаконили цифровые права граждан, которыми они пользуются при заключении электронных сделок, оплаты товаров и услуг в Интернете. Теперь цифровые сделки, так называемые смарт-контракты, приравнены к письменным сделкам и защищены от вмешательства третьих лиц. То же самое касается нотариальных действий в Сети (цифровых доверенностей) и удалённого волеизъявления граждан при электронных сделках. У россиян появилась реальная возможность распоряжаться своими цифровыми правами: передавать их или отдавать в залог любой информационной системе.

– В Госдуме планируют внести изменения и в раздел ГК о праве собственности и других вещных правах. Как нововведения отразятся на гражданах и бизнесе?

- Мы надеемся, что этот раздел будет существенно переработан и в начале следующего года готов к рассмотрению. У нас есть много инициатив, связанных с вещными правами – и по соседскому праву, и по сервитутам – использованию чужой вещи. Например, пока не решён вопрос эксплуатации земельных участков для коммунальных целей: до сих пор нет ясности, можно ли ремонтировать водопровод и в каких случаях, если он проходит по частному владению. Скорее всего, появится право застройки – возможность предоставления земельного участка для строительства с правом отчуждения ещё не существующих объектов недвижимости. Сейчас можно продать только уже построенные здания и сооружения после их государственной регистрации.

Вообще, в Гражданском кодексе есть отдельная глава, посвящённая жилым помещениям, а по другим помещениям – нежилым или техническим – ничего нет. В планах ввести в гражданский оборот так называемый «единый объект», когда участок земли и строение на нём представляют собой единую неделимую вещь, и решить много других проблем, существующих в сфере собственности. Помимо этого, продолжаем развивать наследственное право. Вполне возможно, что у нас появятся прижизненные наследственные фонды: пока у нас есть только посмертные.

Важно

С 1 октября представителями сторон по делу в областных и вышестоящих судах не могут быть лица без юридического образования. Теперь представителями сторон при рассмотрении гражданских и арбитражных дел могут выступать, помимо адвокатов, только люди с высшим юридическим образованием или учёной степенью в области права.

- Эти положения не касаются личного участия граждан в суде. Они могут не иметь вообще никакого образования для защиты своих прав, что соответствует в полной мере конституционному праву на судебную защиту. В соответствии с процессуальным законодательством граждане вправе вести свои дела в суде сами или через представителей. Причём личное участие гражданина не лишает его права иметь в том же деле представителя, – отметил Павел Крашенинников. – Кроме того, новое требование не касается законных представителей истцов и ответчиков, например, родителей несовершеннолетних детей, арбитражных управляющих, патентных поверенных. Поправки в процессуальное законодательство не распространяются на районные и мировые суды, поэтому там процесс останется без изменений. Но с областного уровня вести такие дела в качестве представителя должен человек, который не только разбирается в конкретном вопросе, но и понимает юридическую систему. Это сделано для защиты прав граждан, чтобы не допустить произвола со стороны псевдоюристов. Неоднократно читал в «Областной газете» о таких случаях, когда в процессах выступают не профессиональные адвокаты, а, по сути, мошенники, которые зарабатывают на этом деньги, ломают людям судьбы и никак им не помогают.

  • Опубликовано в №193 от 22.10.2019 
Областная газета Свердловской области