АнжеЛИКА, маркиза мюзиклов

Актриса Лика Рулла и певец Филипп Киркоров после премьеры мюзикла "Чикаго"

Актриса Лика Рулла и певец Филипп Киркоров после премьеры мюзикла "Чикаго" в Московском дворце молодежи (МДМ) в Москве, 2013 г. Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

С этого сезона в репертуаре Свердловской музкомедии спектакль «Монологи о любви», который уже несколько лет известен и любим в Москве и Санкт-Петербурге. Героиня, главная и единственная, – прима российского музыкального театра Лика РУЛЛА. В 2002-м из пяти тысяч актёров, проходивших кастинг на участие в русской версии бродвейского мюзикла «Чикаго», именно её Киркоров и Пугачёва выбрали на главную роль. «Чикаго» получил титул «Премьера года», стал самым раскрученным проектом России, а Лика Рулла, в «портфолио» которой сегодня два десятка мюзиклов, стала безусловным полпредом жанра.

Лика – сценическое имя. По паспорту – Анжелика. Родители, чета актёров, назвали дочь так, впечатлённые популярными тогда французскими фильмами «Анжелика, маркиза ангелов», «Анжелика и король» и т.д.

«Екатеринбург для меня – мужчина»

– Лика, не поверю, что за «Монологи о любви» вы взялись от актёрской невостребованности…

– О моноспектакле думала, ещё когда в 2012 году с Кириллом Серебренниковым делали в МХТ «Зойкину квартиру». «Зачем тебе это надо, – сказал он. – Моноспектакли – удел невостребованных артистов. Тебе это не грозит». И на какой-то момент идея отошла в сторону. Самовыражения и впрямь хватало. «Чикаго», «12 стульев», «Ромео и Джульетта», «Маугли», «Монте-Кристо», «Mamma mia», Екатерина II в «Графе Орлове»… Но всё равно же хочется высказаться так, как самой того хочется. Без мюзикловой причёсанности. Зрителя пробить до печёнки-селезенки. Вот и родились «Монологи». Один из зрителей, мужчина, сказал: «Ты мне дала понять, как любит женщина. Вот такой, жертвенной любви боишься». Он разглядел-расслышал в спектакле то, что в реальной жизни «сильная половина» не всегда понимает.

Как только начала в Питере и Москве выходить на сцену с этим спектаклем, где я полтора часа один на один со зрителем, поняла: все прежние роли, даже с колоссальной физической нагрузкой в «Чикаго», в подмётки не годятся этому сольному существованию. И каждый раз не знаю, чего ожидать. Правда! Московский зритель пресыщен, и у питерского  свои взгляды на театр, и пока не случился роман с екатеринбургским зрителем. Это тоже похоже (вот сейчас пришла эта мысль!) на отношения мужчины и женщины. В Москве, Питере женская энергия. А Екатеринбург для меня – мужчина.

Лика Рулла в спектакле "Монологи о любви"
Сцена из спектакля "Монологи о любви" в Свердловской музкомедии. В некоторых эпизодах актриса удачно использует навыки, полученные когда-то в музыкальной школе по классу скрипки. Фото: Анна Ледовская

– По названию «Монологи о любви» банальное, пардон, ожидание – романтическое представление чувства. А у вас амплитуда вплоть до юмора: «Влюблённая женщина – дива или дура?»

– «Цитаты» взяты от разных авторов – мемуары Пиаф, песни Далиды, стихи Цветаевой, но это исповедь одной женщины. Иногда спрашивают: это что же, ты всё мужу посвятила? Да ни в коем случае! Единственный фрагмент, который я (внутри себя) посвящаю мужу – «Если ты уйдёшь». Остальное – истории взаимоотношений. С чего любовь рождается? Всё кажется поначалу так легко: игра-игра-игра. И вдруг  как у Цветаевой: «Вчера ещё в глаза глядел, а нынче всё косится в сторону». Это же почему-то происходит. Почему? Мне одна мудрая женщина сказала: «Наш успех – в невнимании. Так дольше держишь мужчину «на крючке». А ведь хочется как раз-таки отдаться нахлынувшему чувству. Зачем скрывать? Но! «Наш успех – в невнимании». Стало быть, надо сдерживаться?

– Когда в 1001-й раз затеивается разговор о любви, человек же рассчитывает сказать что-то своё, новое миру…

– Вы про месседж? Ой, какой сложный вопрос для меня. Вчера, в Москве, играла «Зойкину квартиру» и вспомнила: когда Серебренников пригласил в спектакль на главную роль, я знакомилась с ним как с режиссёром, смотрела его спектакли. И понимала: это не сильно отвечает моим вкусовым ориентирам. Кирилл всегда выбирает сложный драматургический материал, социально агрессивный. Например, у него есть потрясающий спектакль «Человек-подушка». Мне неинтересна тема детоубийства, извращений. Но! Два дня после спектакля я хожу под эмоциональным напряжением. Какие струны душевные, человеческие во мне задеты?

Так и с «Монологами». Зрители выносят каждый своё. Кто-то про одиночество, другой – про то, чтоб успеть сказать близкому человеку о любви.

Досье «ОГ»

Лика Рулла
Фото: Татьяна Швецова-Яперова

Лика Рулла. Сегодня её голосом поют и говорят герои популярных компьютерных игр, персонажи знаменитых мультфильмов. В 2001-м началась её карьера как актрисы мюзикла.С 2016 года она – художественный руководитель курса «Артист мюзикла» в ГИТИСе. Среди многих наград – победа в Конкурсе актёрской песни им. Андрея Миронова (1996).

Закончила Свердловский театральный институт (ныне ЕГТИ); лауреат премии им. Анатолия Маренича за исполнительское мастерство и вклад в развитие жанра мюзикла в России (2018)

«Чикаго»: на кастинге от тюрьмы не зарекайся..

– Вы рассказывали, что в «Монологах» нет ни единого вашего слова. Только «цитаты». Но выбор­-то их – ваш. И тут вспоминаю строку из вашей биографии: в 2001-­м, чувствуя неудовлетворённость собой как драматической актрисой, вы ушли из театра. Рискну предположить: любовь – «только» тема спектакля, это монологи сильной женщины, честной и в чувствах, и в профессии. Не случайно же в «цитатах» – Пиаф, Гурченко, Цветаева?

– А ещё песни из репертуара Аллы Пугачёвой, Далиды, Марыли Родович, стихи Ахмадулиной… В период, который вы вспомнили, я ушла не только из Смоленского драмтеатра. Ушла от мужа, прекрасного человека. Как колобок от всех сбежала. Осталась практически на улице. В театр вернуться не могла, а главное – не хотела. Не была удовлетворена собой. Никак не могла вырваться из своих «цепей». Это знаете какое ощущение: ну не раскрываются крылья. Не лечу. Не упиваюсь. Не получаю удовольствия…

Лика Рулла и Филипп Киркоров. Мюзикл Чикаго
В 2002 году Филипп Киркоров, продюсер российской версии бродвейского мюзикла "Чикаго", из пяти тысяч актёров, проходивших кастинг, на главную роль выбрал малоизвестную тогда Лику Руллу. "Чикаго" стал её звёздным часом. Фото: Из личного архива Лики Руллы

Три месяца я была в странном состоянии, когда понимаешь – надо уезжать, какая­-то сила влечёт, но не понимаешь – куда. Стресс. Депрессия. Попытка выйти из неё: постриглась под ноль, покрасилась в красный цвет. В общем, во все тяжкие. И каждый день неотвязная мысль: надо же с чего­-то начинать. В Смоленске я точно не должна оставаться, эта глава закрыта. А дальше – что? Мне 29 лет. Иногда есть нечего, потому что денег нет…

Случайно подруга говорит: Киркоров с Пугачёвой объявили кастинг на мюзикл «Чикаго». А мюзикл – не мой жанр. Я выросла в драматическом театре. И, как для многих моих коллег, мюзикл был чуть ли не ругательным словом: «Мюзикл? Ах, этот лёгкий жанр. Несерьёзно». В общем, не «мой огород». Но ладно, попробуюсь. Приехала сдавать документы, а это офис Аллы Пугачёвой, а там на кастинге много красивых девушек. С длинными волосами, с локонами. Ухоженные. Хоть сейчас на сцену. И я, стриженная под ноль. Расплывшаяся на заедании депрессии. Боже, думаю, куда я приехала!

В общем, не ожидая ничего, ничего не понимая, начала проходить тур за туром. А это была совершенно новая для России система набора актёров. Кастинг проводили американцы с Бродвея. Были пробы не только голоса, но и танцев, которые я обожаю. И меня стало «засасывать». Чувствую: мне всё так здесь нравится! Всё больше и больше… И всё случилось. При том, что я даже не понимала, что прохожу на главную роль. Осознала это, только когда уже Филипп Киркоров, которому сказали о претендентке на роль Велмы Келли, стал разговаривать со мной и, глядя своими большими глазами, доказывал мне: «Это трудная роль, это физически трудная роль» и что неплохо бы похудеть))). Но даже тогда кто мог представить, что предстоит такое плотное «вживание» в роль, атмосферу, историю – вплоть до посещения одной из тюрем Чикаго…

Оперетта, мюзикл... и генсеки

– Сегодня у вас около 20 героинь в мюзиклах: от Велмы Келли, леди Монтекки, графини Вронской, Екатерины II… до Багиры. Жаль, не все уральцы видели их. Зато в «Монологах» они увидели абсолютно мюзикловую, синтетически одарённую актрису: степ бьёте, на скрипке играете…

– Ещё могла бы танцевать. В душе я балетная. И всё время мечтаю о каком-то пластическом спектакле. Не просто номер из мюзикла станцевать, а целую историю. Наше тело, особенно если от природы  дарован талант пластического самовыражения, надо использовать. У меня этот дар не использован. Пока ещё могу (смеётся). Но – никому не надо. Кроме меня самой. Хотя мюзикл, пришедший к нам из Америки и долгое время бывший «неродным» нам жанром, всё больше укореняется в России. А он именно синтетический жанр, как никакой иной.

Лика Рулла в сценах концерта "Хиты Бродвея"
Лика Рулла в сценах концерта "Хиты Бродвея" Санкт- Петербургского театра музыкальной комедии. Фото: Из личного архива Лики Руллы

– «Укореняется»? И всё же… Когда смотришь Хью Джекмана в мюзикле «Оклахома», Лайзу Минелли в «Чикаго» или «Барышников на Бродвее» – это не банальное: и поёт хорошо, и танцует… В этих актёрах иная природа – мюзикловая до мозга костей, до позвоночника. Чего не хватает нашим актёрам до слияния с мюзиклом?

– А это не проблема даже – данность. Ментальное воспитание. В Америке сколько поколений даже не со школы, а с пелёнок взрастали именно в этой культуре – культуре мюзикла. С молоком матери её впитывали. А у нас? Даже отношение к жанру предвзятое. Чтобы мюзикл знали, его нужно выносить «в телевизор». Как, допустим, Илья Авербух лет 15–20 назад поднял с колен фигурное катание: после распада Союза оно, некогда всеми любимое, затерялось, ушло из поля зрения. Авербух придумал «Ледниковый период», привёл проект на телевидение, и снова поднялся интерес общественности к этому виду спорта.

Лика Рулла и Ефим Шифрин в спектакле "Времена не выбирают"
Лика Рулла и Ефим Шифрин в спектакле "Времена не выбирают" Московского театра мюзикла. Фото: из личного архива Ликки Руллы

Что же касается театра – помните, в своё время у нас блистала оперетта. Была любима и востребована. Снимались фильмы – «Летучая мышь», «Принцесса цирка»… Все знали Татьяну Шмыгу, Герарда Васильева. На телевидении всё время шли музыкальные бенефисы – Людмилы Гурченко, Ларисы Голубкиной, Татьяны Дорониной. А знаете почему? Потому что… у нас генсеки любили оперетту. Когда у нас в правительстве вдруг кто-то появится, кто будет питать трепет и уважение к жанру мюзикла, – глядишь, и судьба жанра в России изменится.

Опубликовано в №195 от 24.10.2019

Областная газета Свердловской области